Что такое бейсик. Смотреть что такое "Бейсик" в других словарях

DONKEY.BAS. Входит в комплект IBM PC в 1981. Соавтор - Билл Гейтс

Название BASIC появилась как сокращение от «Beginner"s All-purpose Symbolic Instruction Code», что в дословном переводе означает «многоцелевой язык символических команд для начинающих». Это тот случай, когда дословный перевод совершенно точно передавал суть. Ключевой особенностью BASIC"а была не только его простота, но и возможность, находить решение задач в режиме диалога с компьютером.

Наков входит в прикладное программирование в шестом классе

Светлин Наков занимается программированием приложений в шестом классе. Сначала он писал компьютерные хаки, увеличивая свои деньги, армию, жизнь и ресурсы. Вместе с ним он участвует в единственном конкурсе по программированию в настоящее время - студенческом разделе Весенней конференции Союза математиков в Болгарии.

Первый компьютерный вирус, написанный Наковым - в возрасте 14 лет

В то время компьютерные вирусы вступают в моду, и каждый, кто пишет свой собственный компьютерный вирус, считается хорошим программистом. Со многими вирусными экспериментами Наков бросает свою машину и сохраняет свой жесткий диск.

Наков участвовал в Балканской информатике уже в 8-м подготовительном классе

В следующем году в Болгарии состоялась Балканская информатика - Варна. Это международный конкурс для студентов из балканских стран в возрасте 8-12 лет. Он попадает в сборную Болгарии, поскольку хозяева принимают участие с 8, а не с 4 спортсменами, но его выступление не очень хорошо.

Для многих компьютеров конца 60-х BASIC позиционировался как единственный язык программирования высокого уровня общего назначения, и со временем это привело к появлению различных его модификаций. Поворотным моментом в развитии языка стало появление Visual Basic.

Предыстория

В середине 50-х годов роль программирования в машинных кодах стала уменьшаться. Появились языки более высокого уровня – Fortran, Algol, Cobol и так далее.

Первым из них и одним из наиболее распространенных был Фортран (FORTRAN, от FORmula TRANslator – переводчик формул), разработанный группой программистов фирмы IBM в 1954 году (первая версия). Этот язык был ориентирован на научно-технические расчеты математического характера.

Наков выиграл 4 бронзовые медали от Международных олимпиад по информатике

Уже пойманный среди «больших», он возбуждает, чтобы победить их на следующем Балканском полуострове. С этого момента битва трудна, так как Наков превращается в возрастную группу 8-12 лет. В Балканской информатике в то время участвовали все спортсмены без учеников 12-го класса. На международных олимпиадах все участвуют, и борьба за попадание в сборную тяжелее. Информатика Балканы не проводятся по политическим мотивам. Поэтому Наков снова участвует в международных конкурсах программирования только через 2 года.

Название языка Algol (ALGOrithmic Language), первая версия которого появилась в 1958 году, подчеркивает то обстоятельство, что он предназначен для записи алгоритмов. Благодаря четкой логической структуре Алгол стал стандартным средством записи алгоритмов в научной и технической литературе.

Тогда для языков программирования высокого уровня была характерна предметная ориентация. Кроме того, подобные языки были чересчур сложны для начинающих разработчиков, особенно, если они не были инженерами. Поэтому естественно, что со временем появился язык программирования для «простых смертных».

На международной Олимпиаде в Турции Наков выиграл еще одну бронзовую медаль. Между тем, печально известный в то время не только компьютерный специалист Велико-Тырново выиграл много национальных турниров, соревнований и олимпиад по информатике и программированию, и в то же время он занимался прикладным программированием. В то время не было Олимпийских игр в области информационных технологий, и его уроки в области прикладного программирования были меньше.

Наков продает свое первое коммерческое программное обеспечение в 8 классе

Только компьютеры и компьютеры используются в банках и крупных компаниях, а в школах они просто приносят первый компьютер, который учителя не видят, и не осмеливаются прикоснуться, чтобы сломать его. Легкие компьютеры становятся все более обыденными в повседневной жизни и начинают заменять старые ноутбуки и пишущие машинки. Компании также начинают изучать, как менять ноутбуки, которыми они управляют своими бизнес-операциями, документооборот и учет, с компьютерами и соответствующим программным обеспечением.

BASIC. Просто BASIC

С идеей создания этого языка программирования ассоциируют известную историю про английского миссионера.
В XIX веке одному английскому миссионеру, который искал возможность облегчить и упростить контакт с туземцами, пришла в голову гениальная мысль - вычленить из английского языка самую простую его часть, практически не имеющую грамматики, и содержащую около 300 самых распространённых слов. Этот урезанный подвид английского языка был назван BASIC ENGLISH, и как показала практика - он действительно оказался очень простым для усвоения, и вскоре завоевал популярность не только среди туземного населения, но и среди иммигрантов, для которых английский не был родным языком.
Спустя сто лет аналогичный путь избрали сотрудники математического факультета Дартмутского колледжа. Они решили облегчить взаимодействие между компьютером и непрофессиональным пользователем с помощью «упрощенного» языка программирования.

В 1964 году Томас Курц и Джон Камени создали специализированный язык программирования, который состоял из простых слов английского языка. Новый язык назвали BASIC.

Это первый магазин в Велико Тырново, который использует компьютер вместо ноутбука или флаера для организации его бухгалтерского учета. В разгар перехода к демократии компании, которые валютно обменяются валютой в своих офисах и заменяют так называемых «кузнецов». По запросу компания из Велико Тырново Накова создает современное программное обеспечение для управления обменным столом.

Наков работает в программной компании 10-го класса

Наков начал работать в офисе компании на зарплате, на условиях неполного рабочего дня и в то же время ходить в школу. Это было сделано тайно учителями средней школы, потому что в то время студент работал как-то не так. Постепенно Наков начинает зарабатывать свои деньги, развивая программное обеспечение, тем самым приобретая относительную независимость от своих родителей.


Они использовали его для обучения студентов навыкам программирования. Язык получился настолько простым и понятным, что через некоторое время его начали применять и в других учебных заведениях.


Интернет медленно начинает въезжать в Болгарию. Тогда доступ в Интернет безумно медленный и ужасно дорогой. Позднее Лаков узнал о сетевом программировании и написал программное обеспечение для тестирования безопасности и проникновения в зарубежные системы для исследовательских целей.

После этого инцидента они дают ему бесплатный интернет, чтобы оставить путешественников в покое. Благодаря вступлению в Интернет доступ к современным компьютерным книгам и учебным материалам дает новый импульс развитию Накова в качестве программиста, программиста и инженера-программиста. Он изучает другие языки программирования, начинает создавать веб-сайты и учится разрабатывать сложные программные системы. Наков покупает свой домен и создает свой собственный сайт.

Серьезное влияние на BASIC оказали Fortran II и Algol 60. Кроме того, разработчики реализовали в нем механизмы работы для систем с режимом разделения времени, а также обработки текста и матричной арифметики. Изначально компилятор языка был написан для мейнфрейма GE-265.


Он начинает публиковать анализы и решения задач всех национальных конкурсов и программных олимпиад. Это серьезный шаг вперед, поскольку жюри никогда не придумывает решений для Олимпиады, и если участник не знает, как решить задачу, ему некому было его рассказать. Несмотря на то, что он мало учится в школе, Наков с отличием окончил Математическую среднюю школу Тырново и получил национальный диплом одаренных студентов с отличным успехом у министра образования.

Светлин не любит математику и с удовольствием принимает его как чемпиона Национальной олимпиады по информатике. К сожалению, в то время на факультете математики и информатики не было таких специальностей, как «Компьютерные науки и программное обеспечение», и он записал самую элитарную для своего времени специальность «Информатика». В университете выясняется, что учителя программирования знают и могут делать гораздо меньше, чем это, и вместо повышения их уровня он вынужден изучать математику. Это отпугивает его, и он решает развиваться в качестве отраслевого программиста и отправляется в ИФР сдать экзамены через сеансы.

Расцвет

В 70-х появились более компактные компьютеры (ПК). Это обстоятельство удачно использовали Билл Гейтс и Пол Аллен, основатели Microsoft.


Они создали новую версию BASIC для первых компьютеров «Альтаир» (MITS Altair), способную работать в 4КБ оперативной памяти. Со временем именно эта версия и превратилась в один из самых популярных языков программирования в мире.

Он ведет несколько семестров в «Введение в программирование» и «Структуры данных» и учит своих коллег практической стороне основ программирования, структур данных и алгоритмов. Для этого он покупает школьный совет и предоставляет кабинет. Университеты, а затем, как и сегодня, неадекватны потребностям отрасли и не могут подготовить специалистов, которым нужны компании-разработчики программного обеспечения. Обучение программированию в основном самообучаемо, и компании привлекают новичков и обучают их на рабочем месте за свой счет.

После успеха в качестве ассистента Наков начал бороться за что-то еще - он хотел создать свой собственный курс программирования и подготовить своих коллег к вакансиям в индустрии программного обеспечения. С тех пор он придумал идею создания своего собственного школьного, академического или университетского инженера по программному обеспечению, но он все еще не знает, как это сделать.


Altair

Периодом наибольшего расцвета и развития исходного BASIC можно считать конец 1970-х - первую половину 1980-х годов. Его версии появились на других платформах, и скоро стали расходиться миллионными тиражами с всевозможными изменениями и доработками. Одной из самых популярных версий был Applesoft BASIC, ставший стандартным языком на Apple II.

Наков организовал первый курс

Вместе с курсами, которые он ведет в Софийском университете, Светлин Наков медленно начинает выступать в качестве лектора на конференциях и автором в технических изданиях. Он начал публиковать статьи в болгарских и международных журналах. Наков впервые организует в Болгарии бесплатную платформу для платформы для платформы. Это следующий шаг Накова в организации его школы программирования. Почти год Наков работает из дома, развивает серьезный курс.

Он очень успешный и читается годами после его выпуска. Книга распространяется бесплатно в электронном виде. Параллельно, работая дома, Наков развивает серьезный и глубокий курс. Это позволяет, кроме учителя теории, чтобы продемонстрировать жить изученный материал и писать, компилировать и выполнять код перед студентами. Эффективность обучения значительно возрастает, поскольку учителя могут зачислять больше учебных материалов за более короткое время.

Applesoft BASIC был написан фирмой Microsoft как замена системе Integer BASIC, использовавшейся в самой первой модели Apple II и обладавшей весьма ограниченными возможностями. Applesoft BASIC был прошит в ПЗУ всех моделей Apple II, начиная с Apple II+, и всех клонов Apple II. Также более ранняя и урезанная версия Applesoft BASIC была доступна на кассетах для самой первой модели Apple II.

К сожалению, новые версии. Светлин Наков созданы совместно с коллегами Болгарской ассоциацией разработчиков программного обеспечения, которая призвана помочь сообществу болгарских инженеров программного обеспечения путем обучения и других инициатив. Барка Нак организовали десятки семинаров и бесплатных курсов по разработке программного обеспечения, начали учебные проекты с различными университетами, издают книги, создавать группы пользователей, приглашенные иностранные лектор и участвовать в нескольких образовательных проектах для разработчиков программного обеспечения.


Для операционной системы CP/M был создан диалект BASIC-80, надолго определивший развитие языка.

Когда появились первые персональные компьютеры IBM PC, именно он стал стандартом в программировании, но уже в виде GW-Basic.

В середине 1980-х BASIC стал основным языком в сложных моделях программируемых калькуляторов, которые как раз к этому времени достигли мощности, допускающей применение полноценного языка высокого уровня. BASIC был встроен в советский калькулятор «Электроника МК-85» и все его более поздние модели.

Светлин Наков был награжден Президентом Болгарии с престижной «Джон Атанасов» за вклад в развитие информационных технологий и информационного общества. Награда вручается раз в год молодому человеку, который внес значительный вклад в информационные технологии, науку и общество.

Наков работает инженером-программистом для нескольких софтверных компаний в Софии

Вместе с партнерами Светлин Наков создает частный образовательный центр для бесплатного обучения программистов под названием. Идея молодых людей, обучающихся в Академии Наковым бесплатно, и компании, которые используют их после окончания платить за обучение. Академия работает хорошо Наков стал известен среди всех софтверных компаний, как человек, который всегда может найти квалифицированных программистов для работы с ними, независимо от технологии. За все годы с момента окончания средней школы и далее, Светлин Наков работает программистом, консультант, инженер-программист, разработка программного обеспечения лидера команды, учителя и партнера в компании, где он приобрел значительный опыт работы в отрасли в практических проектах по разработке программного обеспечения и команд управления.

Также в 1985 году появилась IDE Quick Basic - интегрированная среда разработки и компилятор языка программирования BASIC, разрабатывавшаяся компанией Microsoft с 1985 по 1988 год. Существовали версии для DOS и Mac OS. Используемый диалект BASIC был основан на усовершенствованном диалекте GW-BASIC: была реализована поддержка пользовательских типов, конструкций структурного программирования, значительно расширена поддержка графических и дисковых операций.

Его первая работа в качестве студента после окончания школы. Работа там несерьезна, она не приносит ему существенного развития, и он скоро уходит. До сих пор студенты в значительной степени полагались на самообучение, но это меняется. Все тренинги записываются на видео, а лекции, презентации, уроки и проекты, изученные в школе, публикуются на сайте Академии для бесплатной загрузки.

Светлин Наков публикует 6 бесплатных книг для программирования и разработки программного обеспечения с использованием различных инструментов и технологий. Большинство книг написано большой командой авторов под руководством Накова, с которыми он привлек десятки коллег и друзей в идею бесплатных книг, курсов и обучения программированию.

Роберт «Боб» Зейл в 1987 году на основе своей многолетней разработки BASIC/Z создал Turbo Basic, а затем продал его компании Borland. Журнал Infoworld назвал его одним из самых значительных продуктов того года.


В отличие от большинства реализаций BASIC того периода, Turbo Basic был полным компилятором, генерировавшим родной код для MS-DOS.

Свободные курсы Накова по разработке программного обеспечения и программным технологиям

Вот шесть книг, которые изменили жизнь сотен болгар и дали им способ освоить программирование. Для этих книг достаточно публикаций по этим книгам, поэтому мы больше не будем комментировать их. Вы можете узнать о них больше. На протяжении многих лет Светлин Наков провел десятки курсов и сотни лекций, семинаров и тренингов по программированию и разработке программного обеспечения, предоставляя профессию и работу нескольким тысячам инженеров-программистов, которые все еще работают в индустрии программного обеспечения.

Несмотря на огромное количество версий языка BASIC, при разработке новой версии языка всегда сохранялась совместимость с прежними версиями: с программой, написанной для более ранних версий вполне (иногда с незначительными изменениями) можно было работать и в последующих версиях этого языка.

Вторая жизнь

В начале 90-х появилась операционная система Microsoft Windows с новым графическим интерфейсом пользователя.

Чтобы создать простую программу, разработчикам приходилось писать по несколько страниц кода: прописывать объемные блоки кода для меню и окон, шрифтов, очищать память, «рисовать» кнопки и т.д. Однако преимущества нового интерфейса были довольно сильны, и у Windows появились реальные перспективы стать популярной повсеместно.

В Microsoft понимали, что необходимо как-то облегчить жизнь разработчиков. Поэтому компания запустила несколько параллельных проектов по созданию нового языка программирования и среды разработки для Windows.

Вторую жизнь BASIC получил, когда Microsoft выпустила Visual Basic. Он стал логическим завершением эволюции языка и, несмотря на сохранение привычных ключевых слов, по структуре и набору возможностей был ближе к Pascal, чем к изначальному BASIC.

В 1991 году появилась первая версия новой IDE Microsoft Visual Basic. Однако в тот момент Microsoft достаточно скромно оценивала возможности этой системы, ориентируя ее, все же, на категорию начинающих и непрофессиональных программистов.

Конечно, это был только первый шаг, так как компания Билла Гейтса планировала укрепить позиции Windows на рынке. А это было бы очень трудно сделать, оставив коммерческих разработчиков без эффективных средств создания приложений под MS Windows.

Система программирования, созданная разработчиками Visual Basic, позволяла абстрагироваться от внутренней структуры Windows. Меню, окна, списки, кнопки, поля ввода текста и другие элементы интерфейса Windows добавлялись в программу с помощью простейших операций drag&drop, и большая часть кода для их инициализации и настройки генерировалась автоматически.

Свою первую программу VB-программисты могли создать уже через несколько минут после начала изучения этого языка. Более того, Visual Basic позволял разработчикам создавать новые элементы графического интерфейса, которые также могли использоваться в программах наравне со стандартными.

Несмотря на то, что многие С-разработчики не воспринимали всерьез попытки Microsoft сделать простой и понятный инструмент разработки Windows-программ, остальные участники ИТ-сообщества возлагали на Visual Basic большие надежды.

В 1994 году компания выпустила Visual Basic for Applications. Именно в это время, после включения VBA в состав Microsoft Office, Basic стал одним из основных стандартов программирования для Windows.

Первоначально задумывавшийся как игрушка, Visual Basic от Microsoft невероятно быстро завоевал программистский мир. Его популярность обусловлена двумя причинами: относительной простотой и продуктивностью.

Программы на VB работали медленнее своих аналогов на C/C++, но все же они достаточно быстры для многих деловых целей и требуют гораздо меньше времени на разработку. Формы были той самой сберегающей усилия абстракцией, которую предложил VB программистам Windows.

IDE VB позволила разрабатывать окна графически, перетаскивая элементы управления, такие как кнопки и списки, с панели инструментов в форму. Получив удовлетворительный внешний вид формы, можно было переходить к кодовой части и писать обработчики событий для каждого элемента управления формы.

Разработка приложения в VB, таким образом, состояла из создания нескольких форм, которые взаимодействовали друг с другом.

С точки зрения написания кода важным отличием от того же C++ стал отказ от указателей. Так решил Билл Гейтс, еще во время разработки первых версий Microsoft BASIC. Хотя указатели полезны, так как разрешают прямой доступ к памяти по любому адресу, их использование сопряжено с ошибками в том случае, если они применяются неаккуратно. А так как первоначально язык создавался для «простых смертных», это решение выглядит вполне оправданным.

Основные версии Visual Basic

В первой версии (1991 год) Алан Купер реализовал принцип связи языка и графического интерфейса.

Начиная с третьей версии (1993) в VB появилась поддержка MS Access.

Visual Basic 4.0 (1995) - версия, в которой появилась возможность создавать как 32-х так и 16-разрядные Windows-приложения. Кроме того, в язык были добавлены классы.

Начиная с VB 5.0 (1997), появилась возможность разрабатывать собственные COM-компоненты. Кроме того, появилась новая виртуальная машина, реализованная в динамической библиотеке MSVBVM50.DLL. Компилятор VB для трансляции использовал многопроходный режим, но в конечном счете полагался на компилятор Microsoft C++ для получения выходного машинного кода после компиляции в промежуточный язык. Использование библиотеки времени исполнения и внутреннего интерфейса C++ явилось отправной точкой для формирования технологии.NET.

VB версии 6 - это уже мощный язык, который можно использовать для создания распределенных приложений с применением компонентов СОМ и Microsoft Transaction Server. Microsoft предложила трехуровневый подход для архитектур «клиент-сервер», в котором «тонкие» пользовательские интерфейсы взаимодействовали с удаленными компонентами VB для получения данных из базы данных или с другой машины.

Более того, VB6 (1998) можно было использовать для создания элементов управления Active-X, работающих вместе с Internet Explorer.


В 2002 году появился первый выпуск Visual Basic .NET. С этого момента обратная совместимость с классической версией Visual Basic оказалась нарушена.

С 2005 года Visual Basic входит в состав IDE Microsoft Visual Studio 2005. По сей день язык развивается вместе с IDE – вплоть до текущей версии – MS Visual Studio 2015.

Языки Basic и Visual Basic прошли серьезный путь и претерпели существенные, можно сказать, необратимые изменения. От их изначальной простоты мало что осталось. В результате VB превратился в «обычный» объектно-ориентированный язык программирования высокого уровня.

Бе́йсик (от BASIC , сокращение от англ. Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code - универсальный код символических инструкций для начинающих ) - семейство высокоуровневых языков программирования .

Язык создавался как инструмент, с помощью которого студенты-непрограммисты могли самостоятельно создавать компьютерные программы для решения собственных задач. Получил широкое распространение в виде различных диалектов, прежде всего как язык для домашних компьютеров . К настоящему моменту претерпел существенные изменения, значительно отойдя от характерной для первых версий простоты, граничащей с примитивизмом и превратившись в достаточно ординарный язык высокого уровня с типичным набором возможностей. Используется как самостоятельный язык для разработки прикладных программ, главным образом, работающих под управлением ОС Windows различных версий. Также широко распространён в качестве встроенного языка прикладных программных систем различного назначения и в качестве языка для программируемых калькуляторов .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Предпосылкой к появлению Бейсика стали повышение доступности компьютеров в 1960-х годах и появление возможности работы в режиме разделения времени (time-sharing ). К компьютерам получили доступ учащиеся и специалисты, не являющиеся подготовленными программистами, но нуждающиеся в решении на компьютере своих задач.

    Рождение

    Рост

    Несмотря на то, что язык уже использовался на нескольких миникомпьютерах, его настоящее распространение началось с его появления на микрокомпьютере Альтаир 8800 . Многие языки программирования были слишком большими, чтобы поместиться в небольшую память, которую пользователи таких машин могли себе позволить. Для машин с таким медленным носителем как бумажная лента (позднее - аудиокассета) и без подходящего текстового редактора такой небольшой язык как Бейсик был отличной находкой.

    Описание

    Синтаксис языка напоминает Фортран и многие элементы - явные заимствования из него. Язык задумывался для обучения, поэтому его конструкции максимально просты. Как и в других языках программирования , ключевые слова взяты из английского языка. Основных типов данных два: строки и числа. С появлением версии Visual Basic , а также различных его модификаций (таких как VBA), в языке появились многие другие типы данных и дополнения, типичные для современных языков программирования (например, такие, как объектная модель). Объявление переменных не требует специальной секции (в отличие, например, от Паскаля). Объявление переменной - это первое её использование.

    Ранние версии Бейсика (такие как BASICA, GW-BASIC) существенно отличаются от современных диалектов и сегодня практически не используются.

    Ранние версии

    Внешний вид программ на ранних версиях Бейсика во многом определялся тем, что он предназначался для среды программирования со строчным редактором текста. В таком редакторе пользователь не имел возможности отображать весь текст на экране (в окне), перемещаться по нему в любых направлениях с помощью клавиатуры и/или мыши. В строчных редакторах пользователь для изменения строки текста должен дать команду изменения строки с заданным номером, затем ввести новый текст указанной строки. Для вставки новой строки нужно дать команду вставки, опять таки указав номер. Вводимые строки отображаются на экране последовательно (независимо от номеров). Чтобы увидеть сделанные изменения, применяется команда вывода текста, которая выводит строки в правильном порядке (по возрастанию номеров).

    Всё это отразилось в Бейсике. Каждая строка начиналась с номера. При вводе в редактор строка оказывалась в исходном тексте программы на позиции, соответствующей её номеру. Для вставки новой строки нужно было дописать строку с номером, находящимся в диапазоне между номерами двух других строк. «Раздвинуть» строки было невозможно, если требовалось вставить новую строку между строками с соседними номерами, приходилось повторно вводить эти строки с другими номерами, чтобы обеспечить разрыв в нумерации (либо применять специальную команду RENUM , которая перенумеровывала все уже введённые строки с постоянным шагом, синхронно изменяя все команды переходов). Для упрощения оперативного редактирования программы сложилась практика нумеровать строки с шагом 10 - это позволяло практически во всех случаях вставлять новые строки без изменения номеров ранее введённых. Например, чтобы добавить третью строку между строками 20 и 30, нужно было написать строку с номером 25. Типичная строка из программы на Бейсике выглядела так:

    10 PRINT "Hello, World!"

    Изменять вручную номера уже имеющихся строк было небезопасно, так как номера выполняли роль меток для оператора GOTO . Ранее в Бейсике были допустимы только числовые метки для этого оператора, и наличие в каждой строке уникального номера делало возможным безусловный переход к любой из них. Числовые метки и активное использование GOTO было неизбежным при программировании на Бейсике, что способствовало плохой структуре кода и в больших проектах приводило к запутыванию самих авторов. Был даже придуман шуточный термин «макаронное программирование» (spagetti code), потому что логика программы с частыми переходами GOTO напоминает тарелку со спагетти.

    Признаком конца оператора служил конец строки. Чтобы на одной строке разместить несколько операторов, нужно поставить между ними двоеточие (это разрешалось не во всех реализациях языка). Имена переменных в большинстве диалектов могли состоять только из одной буквы, после которой можно было добавить одну цифру, что так же не способствовало улучшению понимания кода. Для создания переменной строкового типа нужно было после имени указать знак доллара ($). Переменная без этого знака являлась числовой (с плавающей точкой). Было ещё несколько модификаторов, относящихся к числовому типу: знак процента (%) - целый тип, восклицательный знак (!) - обычная точность, октоторп (#) - двойная точность (для данных с плавающей точкой, то есть десятичных дробей). В некоторых версиях числовые модификаторы могли не применяться или применяться не все. В абсолютном большинстве программ использовался только базовый числовой тип

    Выражения сходны с большинством других процедурных языков программирования, но в первых вариантах Бейсика их набор был довольно бедным. В самых ранних вариантах число ключевых слов не достигало даже 20. Вот набор основных программных конструкций и интерактивных команд, которые были реализованы практически в любой Бейсик-системе конца 1970-х годов:

    • LIST - Вывод на монитор текста программы в правильной последовательности строк. В зависимости от реализации команда поддерживала параметры - диапазон строк, который требуется вывести. Иногда поддерживался вариант LLIST - вывод на печатающее устройство.
    • RUN - Запуск текущей программы с первого оператора строки с самым маленьким номером. Мог поддерживаться параметр - номер строки, с которого нужно начинать исполнение.
    • REM - Комментарий. Текст, находившийся после ключевого слова и до конца строки, на исполнение программы не влиял. Многие интерпретаторы также поддерживали в качестве знака начала комментария одиночную кавычку ".
    • INPUT "Приглашение: ", Переменная - Вывод на монитор текста "Приглашение: " и ожидание, пока пользователь не введёт значение и не нажмёт Enter. После этого в Переменную запишется введённое значение. В простейших реализациях приглашение в INPUT не поддерживалось и его нужно было выводить отдельным оператором PRINT (см. ниже).
    • PRINT «Текст»;Переменная;Переменная;«Текст» - Вывод на монитор последовательно перечисленных объектов (текста и значений переменных). В зависимости от реализации, по-разному воспринимались разделители: в одних случаях разделитель приводил к выводу хотя бы одного пробела, в других - значения выводились подряд и разделители нужно было добавлять вручную. Разделитель «;» выполнял также функцию подавления перевода на следующую строку.
    • CLS - Очистка экрана терминала. В зависимости от реализации, конструкции и режима работы терминала текстовый курсор переносился либо в верхний левый, либо в нижний левый угол.
    • LET - Присваивание (формат «LET Переменная = Значение»). В абсолютном большинстве версий оператор LET поддерживался, но был факультативным - присваивания переменным значений записывались без LET).
    • DIM - Описание массива. В отличие от обычных переменных, массивы требовали описания. Максимальное число размерностей массива определялось только реализацией
    • DATA - Набор данных, размещаемых прямо в тексте программы (аналог константы или массива-константы).
    • READ - Команда считывания из набора DATA.
    • GOTO Lbl - Команда безусловного перехода на метку Lbl.
    • ON… GOTO - Команда вычисляемого перехода - после ON должно было идти вычисляемое выражение или переменная, а после GOTO - набор меток через запятую. Значение выражения указывало номер метки, на которую нужно перейти.
    • IF … THEN … - Обычный оператор ветвления. После IF размещается логическое условие, после THEN - оператор, который должен быть выполнен при истинности этого условия. Для сокращения записи многие реализации поддерживали соглашение - если после THEN идёт число, то это - метка, на которую нужно перейти, то есть форма «IF … THEN 150» равнозначна «IF … THEN GOTO 150». Также могли поддерживаться формы «IF … GOTO…»
    • FOR ПеременнаяЦикла=НачальноеЗначение TO КонечноеЗначение STEP Шаг - Заголовок цикла с шагом. Инициирует цикл, в котором Переменная последовательно проходит ряд значений от НачальноеЗначение до КонечноеЗначение с шагом Шаг. Тело цикла ограничивается заголовком и ключевым словом NEXT. Часть STEP могла опускаться - в этом случае шаг был равен единице. Когда ПеременнаяЦикла выходит за указанные пределы, происходит переход за соответствующий оператор NEXT.
    • NEXT - Завершение тела цикла с шагом. Оператор показывает, что необходимо перейти на заголовок текущего исполняемого цикла FOR и продолжить работу. В более развитых реализациях NEXT мог содержать список переменных цикла через запятую - это означало, что в данной точке программы завершается тело не одного, а нескольких циклов. Применение NEXT с переменной также страховало от нарушения логики программы, так как вызывало ошибку времени выполнения, если при выполнении этой команды оказывалось, что активен цикл не по той переменной, имя которой указано.
    • WHILE Условие - Заголовок цикла с предусловием. Цикл завершался, если условие оказывалось ложно. В этом случае происходил переход за соответствующий заголовку оператор WEND.
    • WEND - Завершение тела цикла WHILE. Аналог NEXT но для цикла с предусловием.
    • GOSUB Метка - Переход к подпрограмме, начинающейся с Метки. Возврат происходит при достижении оператора RETURN. Рекурсивный вызов процедуры был, как правило, запрещён и приводил к ошибке времени выполнения.
    • RETURN - Оператор возврата из подпрограммы. Выполняется безусловный переход на оператор, следующий за командой GOSUB, которой был произведён переход к подпрограмме.
    • END - Завершение выполнения программы. Система выходит в интерпретатор и пользователю выдаётся приглашение на ввод команд.
    • CHAIN - Загрузка диапазона строк программы с внешнего носителя.
    • OPEN - Открытие файла данных на внешнем носителе.
    • CLOSE - Закрытие файла данных на внешнем носителе.
    • GET - Последовательное чтение значений указанных переменных из файла с перемещением файлового указателя за последний считанный символ.
    • PUT - Последовательная запись значений указанных переменных в файл с перемещением файлового указателя за последний записанный символ.
    • DELETE - Команда интерактивного режима - удаление строки с указанным номером.
    • SAVE - Команда интерактивного режима - сохранение текущей программы в файле на внешнем носителе.
    • LOAD - Команда интерактивного режима - загрузка в память программы из файла на внешнем носителе. Как правило, по умолчанию она приводила к уничтожению ранее загруженной программы и данных.
    • RENUM - Команда интерактивного режима - перенумерация всех или заданного диапазона строк программы начиная с заданного числа с указанным шагом. По умолчанию - перенумеруются все строки программы с шагом 10.

    Условный оператор (IF..THEN) изначально имел только одну ветвь - ветвь ELSE в нём отсутствовала и моделировалась с помощью безусловного перехода. Так, в нижеследующей программе выполняется элементарная операция - ввод числа и вывод сообщения «Отрицательное число» или «Положительное число или нуль» в зависимости от его значения:

    10 INPUT I 20 IF I >= 0 THEN PRINT "Positive number or null" : GOTO 40 30 PRINT "Negative number" 40 END

    Имелся оператор перехода по вычисляемой метке ON..GOTO (унаследованный от аналогичной конструкции Фортрана) - в нём после ON указывалось числовое выражение, а после GOTO - список номеров строк. Переход происходил на строку, номер которой в списке соответствовал значению выражения. Присутствуют также циклы (цикл со счётчиком FOR и цикл с предусловием WHILE).

    Использование функций, определяемых пользователем (участков кода, для многократного использования), было возможно двумя способами: определяемые функции и подпрограммы.

    Подпрограммы не являлись аналогом функций таких языков, как Си или Паскаль , так как не имели имён и не могли принимать и/или возвращать параметры. Параметры и результаты передавались через глобальные переменные (все переменные в ранних версиях Бейсика были глобальными). Подпрограммы писались обычно в конце модуля, с нумерацией заведомо большей, чем планируемое количество строк (к примеру, нумерация блока подпрограмм могла начинаться с 5000, даже если в программе была пара сотен строк). Подпрограммы не имели заголовков и имён, и ничем не отличались от любого другого участка кода. Вызов подпрограммы осуществлялся с помощью ключевого слова GOSUB <метка> . Это практически клон GOTO , за исключением одного: возврат в точку вызова происходил автоматически, при достижении в подпрограмме ключевого слова RETURN . GOSUB , как и GOTO , только способствовали плохой структуре кода, так как отследить выполнение программы, содержащей большое количество безусловных переходов и подпрограмм, было сложной задачей. Рекурсия не допускалась.

    Отсутствие возможности давать подпрограммам имена (и передавать по ним управление), невозможность передачи параметров, отсутствие локальных переменных, использование только числовых меток в больших проектах вызывало путаницу в коде и очень затрудняло отладку.

    В некоторых диалектах Бейсика имелась возможность загрузить файл с кодом непосредственно при выполнении программы (текущий при этом выгружался) оператором CHAIN . Это была одна из самых полезных возможностей языка, так как она позволяла разбить большой проект на модули, вызывая их в порядке необходимости.

    Критика

    В пору своего расцвета (1970-1980 годы) Бейсик подвергся жёсткой критике. Помимо констатации очевидных недостатков языка, связанных с синтаксической бедностью ранних вариантов и отсутствием многих признанных и удобных конструкций и механизмов, Бейсик критиковали за то, что его простота и бесструктурность поощряют применение порочных методик разработки и способствуют выработке опасных привычек программирования, которые иногда могут быть уместны при быстром создании малых программ для текущих нужд, но способны привести к краху крупных проектов.

    Резко критиковалось повсеместно распространённое начальное обучение программированию, базирующееся на Бейсике. Одной из «визитных карточек» Эдсгера Дейкстры стало высказывание: «It is practically impossible to teach good programming to students that have had a prior exposure to BASIC: as potential programmers they are mentally mutilated beyond hope of regeneration ». («Студентов, ранее изучавших Бейсик, практически невозможно обучить хорошему программированию. Как потенциальные программисты они умственно изувечены без надежды на восстановление ».)

    В ответ на критику адепты Бейсика замечают, что критики приписывают языку те негативные стороны, которые следовало бы отнести к его неправильному применению. Недостатки Бейсика (если иметь в виду ранние диалекты) проявляются при попытке профессиональной разработки на нём сложных и крупных программ и при использовании его как базового языка для обучения программистов, но ни для одного их этих применений данный язык не предназначался; его основной задачей было предоставить студентам-непрограммистам возможность после минимального обучения самостоятельно писать простейшие программы для собственных нужд , чтобы не отвлекать на эту работу специалистов. Этой задаче язык вполне соответствует.

    Если же говорить о современных диалектах и реализациях Бейсика, то они настолько далеко ушли от первоначальной формы языка, что всё вышесказанное вряд ли можно считать относящимся к ним. Современные диалекты Бейсика являются достаточно структурированными языками, они сопоставимы по возможностям с такими языками, как Си , Паскаль и т. п.

    Производители -) Стандарты

    • ANSI X3.60-1978 «FOR MINIMAL BASIC»
    • ISO/IEC 6373:1984 «DATA PROCESSING - PROGRAMMING LANGUAGES - MINIMAL BASIC»
    • ANSI X3.113-1987 «PROGRAMMING LANGUAGES FULL BASIC»
    • ГОСТ 27787-88 «Язык программирования БЕЙСИК» (включает в себя стандарт ISO 6373:1984)
    • INCITS/ISO/IEC 10279-1991 (R2005) «Information Technology - Programming Languages - Full BASIC»
    • ANSI X3.113 INTERPRETATIONS-1992 «BASIC TECHNICAL INFORMATION BULLETIN # 1 INTERPRETATIONS OF ANSI 03.113-1987»