Как выбрать звуковую карту? Для чего нужна звуковая карта (аудио-интерфейс) Звуковая карта для компьютера нужна ли.

В компьютере стало необязательным — встроенные аудиочипы на материнских платах с лихвой могут удовлетворить потребности большинства потребителей. Но многие компании продолжают выпускать отдельные звуковые карты — их позиционируют как ультимативные решения для геймеров, любителей музыки и кино.

Стоит отметить, что в этой статье мы почти не рассматриваем звуковые карты для профессионального использования (для записи звука). Это совершенно отдельный разговор, а сегодня мы расскажем о звуковых картах для аудиофилов, требовательных геймеров и любителей качественного кино. Также заметим, что не будем рассматривать слишком дешевые карты — их покупка в подавляющем большинстве случаев просто не имеет смысла, так как они ничем не лучше чипов в современных «материнках». Впрочем, парочку не слишком дорогих вариантов мы все-таки вам предложим.

В следующем разделе мы поговорим о важных характеристиках звуковых карт, которые стоит учитывать при выборе, а затем расскажем о десяти достойных вашего внимания моделей, которые можно купить у продавцов в нашем каталоге.

Основные характеристики, на которые стоит обратить внимание

Все компьютерные звуковые карты можно разделить на три типа — внутренние , внешние и внутренние с дополнительным блоком . Первые подключаются напрямую к материнской плате компьютера, а их выходы располагаются на задней и / или передней панелях корпуса ПК. Вторые подключаются с помощью USB, FireWire или других портов и располагаются на столе или где-то рядом с корпусом. Внутренние звуковые карты с дополнительным блоком позволяют подключать к этому блоку дополнительные устройства без необходимости искать входы и выходы на задней панели компьютера.

Если вы хотите, чтобы ваш интерьер и рабочий стол украсил еще один стильный девайс, то можно присмотреться к внешним картам. В остальных случаях внутренние модели лучше — они экономят место и проще в использовании.

Тип подключения

Внутренние модели подключаются с помощью слотов PCI или PCI-Express (последний используется в более новых и продвинутых моделях). Внешние карты подключаются к ПК с помощью USB- или FireWire-кабелей (в основном — USB, FireWire используется редко и в профессиональных аудиокартах).

Не стоит волноваться о возможности подключения внутренней модели — если у вас более-менее современный ПК (речь идет о компьютерах, собранных в последние лет 5-8), то слоты PCI-Express и PCI нужных версий в ней есть.

Если вы выбираете внешнюю аудиокарту, то лучше подключать ее с помощью более скоростной версии USB — USB 3.0. Убедитесь в том, что ваш компьютер имеет такой порт или докупите PCI-карту расширения с ним. Впрочем, для аудио скоростей USB 3.0 не требуется — большинство моделей предусматривает подключение через USB 2.0, которого хватит почти во всех случаях.

Многоканальный звук

Возможность вывода многоканального звука важна для игр и фильмов, иногда — музыки. Если у вас есть соответствующая аудиосистема или многоканальные наушники, то нужно подыскивать аудиокарту, которая с ними справится.

Звуковая схема

Самые популярные звуковые схемы, предназначенные для игр и фильмов — 5.1 (5 колонок и 1 сабвуфер), 6.1 (6 колонок и 1 сабвуфер) и 7.1 (7 колонок и 1 сабвуфер). Опять-таки, если у вас есть такая аудиосистема или наушники, убедитесь в том, что будущая звуковая карта поддерживает нужную схему.

Встроенная панель контроллеров

Такой панелью оснащают некоторые внешние аудиокарты. На ней размещают различные элементы управления, которые нужны для управления громкостью и другими параметрами вывода или ввода аудио. Необязательная, но приятная штука.

Фантомное питание

Этой функцией оснащают профессиональные модели, предназначенные для записи звука с конденсаторных микрофонов в студийных условиях. Отметим, что для записи звука с динамических микрофонов фантомное питание не нужно.

Пульт дистанционного управления

Наличие пульта ДУ позволяет управлять громкостью, параметрами эквалайзера и другими параметрами звука удаленно. Довольно удобная «фишка» для ПК-медиацентра и любителей фильмов или игр на телевизоре, но заострять на ней внимание не стоит — способов управления этими параметрами и без пульта ДУ всегда хватает.

Разрядность ЦАП, бит

От разрядности цифро-аналогового преобразователя напрямую зависит качество звука на выходе аудиокарты. Дешевые модели обычно оснащаются 16-битным ЦАП, среднебюджетные и дорогие — 24-битным. Не стоит и говорить о том, что выбирать стоит лишь модели с 24-битным ЦАП.

Разрядность АЦП, бит

Разрядность аналого-цифрового преобразователя напрямую влияет на качество звука, который карта получает от микрофона или других внешних устройств. Ситуация та же, что и с ЦАП — если вы собираетесь заниматься записью звука или по крайней мере общаться с другими игроками в онлайн-играх, то лучше выбирать 24-битный АЦП.

Максимальная частота, кГц

Частота дискретизации ЦАП в стерео-режиме также влияет на качество звука. Оптимальный показатель дискретизации в стерео-режиме — 48-192 кГц.

Также аудиокарты отличаются по частоте дискретизации ЦАП в многоканальном режиме (рекомендованное значение — 48-192 кГц) и частоте дискретизации АЦП (рекомендованное значение — 96-192 кГц).

Версия EAX

EAX — технология, разработанная компанией Creative, которая позволяет геймерам полностью погрузиться в трехмерную аудиопанораму игрового мира. Последняя версия EAX — пятая, но в играх можно довольствоваться и более старыми версиями — даже второй. Стоит отметить, впрочем, что EAX используют далеко не все разработчики.

OpenAL — открытый для разработчиков API, который позволяет обрабатывать звуки в 3D-пространстве игр. Довольно важная, но не критичная функция для игровых звуковых карт.

Поддержка аудиокартой технологии ASIO позволяет пользоваться профессиональными программными пакетами для работы со звуком и музыкой. Если вы собираетесь этим заниматься, то убедитесь в том, что карта поддерживает ASIO 2.0 или ASIO 2.2.

Входы

Если звуковая карта вам нужна только для игр, фильмов и музыки, то множество входов не понадобится — хватит одного входа для микрофона стандарта 3.5 мм миниджек.

Если же вы планируете заниматься музыкой и звуком профессионально и ищете модель для домашней студии, то убедитесь в наличии всех нужных вам в настоящем и ближайшем будущем входов — для микрофонов, инструментов и других устройств, которые будете использовать в студии. Это могут быть входы MIDI, RCA, S/PDIF, XLR и так далее.

Выходы

Компьютерная звуковая карта для домашнего использования должна иметь как минимум два аналоговых выхода — для наушников и аудиосистемы. Если в вашем распоряжении больше аудиоустройств, на которые вы хотите выводить звук, то подбирайте соответствующую модель. Для аудиофилов и синефилов важно наличие S/PDIF-выходов, с помощью которых подключаются качественные аудиосистемы и домашние кинотеатры.

Имеет ли смысл оснащать свой ПК дискретным звуковым адаптером, если на подавляющем большинстве системных плат есть интегрированная звуковая подсистема с многоканальным выходом? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо учитывать как специфику задач, для решения которых применяется компьютер, так и индивидуальные особенности его владельца.

Дитя компромиссов

Сейчас интегрированный звуковой адаптер с многоканальным выходом имеется практически на каждой системной плате. Но всегда ли это «условно бесплатное» встроенное решение позволяет в полной мере удовлетворить потребности пользователя? К сожалению, нет.

Прежде всего необходимо понимать, что интегрированная звуковая подсистема (как, впрочем, и любое сверхбюджетное решение) - это дитя множества компромиссов, рожденное под девизом «максимум функций за минимальные деньги». Ради значительного выигрыша в стоимости приходится расплачиваться качеством и функциональностью.

Начнем с того, что количество аппаратных компонентов интегрированной звуковой подсистемы сокращено до минимума. В результате радикального «хирургического вмешательства» интегрированный звуковой адаптер лишился собственного процессора. Его функции (включая обработку, коммутацию и микширование звуковых потоков) реализованы на программном уровне (как правило - в драйвере звуковой подсистемы). Из аппаратных компонентов остались лишь ЦАП и АЦП, операционные усилители с необходимой обвязкой, а также контроллер, обеспечивающий обмен данными с южным мостом чипсета системной платы. И это является принципиальным отличием интегрированного решения от дискретного звукового адаптера.

Таким образом, уже в самой концепции интегрированной звуковой подсистемы заложены принципиальные недостатки. Наиболее очевидным (но не единственным) является значительное увеличение нагрузки на центральный процессор. Разумеется, производительность процессоров даже бюджетных моделей современных ПК позволяет с легкостью решать задачи обработки звука в фоновом режиме. Однако в ситуации, когда центральный процессор загружен практически на 100% (а это может случиться при запуске игр с детальной трехмерной графикой, в процессе декодирования видео высокой четкости и т.п.), даже небольшое увеличение нагрузки может стать критичным фактором, приводящим к нежелательным последствиям. Например, к увеличению задержки звукового сигнала (вследствие чего нарушается синхронность звука и видеоряда), а в некоторых случаях - даже к «заиканиям» или кратко-временному пропаданию звука.

Еще одним существенным недостатком интегрированных решений являются весьма посредственные характеристики аналоговой части звукового тракта (в частности, отношение «сигнал/шум»). Отчасти это объясняется использованием наиболее дешевых компонентов, имеющих не самые совершенные характеристики. Однако необходимо учитывать и другой аспект: все элементы аналоговых цепей смонтированы прямо на системной плате и ничем не защищены от наводок и высокочастотных помех от расположенных в непосредственной близости компонентов и печатных проводников. И даже если отдельные компоненты (в частности, ЦАП и операционные усилители) сами по себе характеризуются относительно низким уровнем собственных шумов, то реальные показатели интегрированного звукового адаптера оказываются гораздо хуже в силу перечисленных причин.

Третий недостаток, не столь очевидный, как два вышеупомянутых, - это весьма ограниченные возможности интегрированной звуковой подсистемы по подключению внешних устройств. Дело в том, что характеристики аналоговой части звукового тракта оптимизированы для работы с мультимедийными акустическими системами, а также наушниками, микрофонами и гарнитурами бюджетного уровня. При подключении устройств более высокого класса (например, Hi-Fi-усилителя или высоко-омных наушников) могут возникнуть определенные проблемы.

Дело в том, что аналоговый тракт, обеспечивающий усиление сигнала линейного выхода фронтальной стереопары (и по совмес-тительству наушников) рассчитан на работу главным образом с маломощными моделями, имеющими импеданс порядка 16-32 Ом. При подключении высокоомных наушников (с импедансом 100 Ом и более) нередко просто не хватает запаса мощности для обеспечения приемлемого уровня громкости. Как следствие, возникают заметные искажения АЧХ. Конечно, подобный недостаток присущ и многим дискретным звуковым адаптерам начального уровня. Однако в большинстве современных моделей при подключении наушников задействуется отдельный усилитель мощности, а в некоторых устройствах даже предусмотрена возможность выбора значения импеданса для соответствующей коррекции.

Не лучше обстоит дело и с подключением микрофонов. Микрофонный усилитель интегрированной звуковой подсистемы рассчитан исключительно на работу с мультимедийными микрофонами и гарнитурами. Увы, реализовать потенциал даже недорогих динамических микрофонов полу-профессионального уровня (не говоря уже о моделях более высокого уровня) интегрированная звуковая подсистема не в состоянии.

Разумеется, всё вышеизложенное отнюдь не означает, что интегрированные решения никуда не годятся. Есть немало задач, для выполнения которых большего и не требуется, - например воспроизведение программ интернет-радиостанций, приложения IP-телефонии и видеоконференц-связи, передача голосовых сообщений в многопользовательских играх и др. Однако важно понимать, что круг задач, которые интегрированная звуковая подсистема способна выполнять с приемлемым качеством, небезграничен. Как только владелец ПК выходит за эти рамки, он сразу же сталкивается с различными проблемами.

Особые задачи

Какие же задачи требуют применения более совершенной звуковой подсистемы? Наиболее очевидный пример - ПК, используемый для работы с музыкальными проектами (Desktop Music Production, DMP). При этом непринципиально, как используется компьютер - лишь в качестве цифрового магнитофона или выполняет функции полноценной виртуальной студии.

Те, кто хотя бы раз сталкивался со специализированным ПО для многодорожечной звукозаписи, по собственному опыту знают, что одним из необходимых условий для работы таких приложений является наличие ASIO-драйверов звуковых устройств. Из­за того что многие функции интегрированной звуковой подсистемы реализованы на программном уровне, уложиться в приемлемые для многоканальной звукозаписи величины задержки сигнала практически невозможно.

Внешний звуковой адаптер M-Audio FastTrack -
одна из популярных моделей сегмента DMP

Конечно, это обусловлено тем, что мультимедийные приложения (с расчетом на потребности которых, собственно говоря, и проектируются интегрированные решения) не предъявляют столь строгих требований ко времени задержки. Например, даже при просмотре видео, отображаемого с частотой 30 кадров в секунду, отставание звукового сопровождения на 30-40 мс от картинки вряд ли будет замечено зрителем. Однако для нормальной работы с приложениями многоканальной звукозаписи необходимо обеспечить задержку сигнала не более 2 мс.

Если в процессе работы над музыкальным проектом потребуется записать вокал или какие­либо инструменты с микрофона, возникнут дополнительные трудности, обусловленные низким качеством микрофонного усилителя интегрированной звуковой подсистемы. Как показывает практика, проблемы возникают даже при оцифровке записей с аналоговых устройств (магнитофонов, проигрывателей грампластинок и т.д.): качество получаемой фонограммы оставляет желать лучшего.

Звуковые карты, ориентированные на сегмент DMP, обеспечивают гораздо более высокую точность преобразования сигнала, а также значительно более низкий уровень шумов и искажений. Достигается это как за счет применения более качественных компонентов (операционных усилителей, ЦАП, АЦП и т.д.), так и благодаря реализации ряда эффективных мер для защиты звукового сигнала от помех и наводок (экранирования аналоговых цепей, установки дополнительных фильтров и стабилизаторов шины питания и т.д.). Кроме того, такие модели обычно оборудованы качественными микрофонными усилителями и универсальными аналоговыми входами с возможностью симметричного подключения и подачи фантомного питания.

Еще один аспект - наличие интерфейса MIDI, который может потребоваться для взаимодействия ПК с внешним музыкальным оборудованием (синтезаторами, сэмплерами, модулями обработки и т.д.). Если ранее интерфейсом MIDI были оборудованы даже недорогие мультимедийные звуковые карты, то теперь эта опция доступна лишь в специализированных моделях.

Даже в условиях заметного снижения спроса на дискретные звуковые адаптеры в течение нескольких последних лет было выпущено немало новых моделей (в основном внешних) для сегмента DMP. И это неслучайно. Такие устройства позволяют при вполне приемлемых (даже для непрофессиональных домашних пользователей) затратах значительно повысить качество получаемых записей и к тому же обеспечивают возможность работы с широким спектром источников сигнала (в том числе с микрофонами разных типов, электромузыкальными инструментами и т.д.), подключаемых как по обычной, так и по симметричной линии. Кроме того, внешние звуковые карты этого класса можно подключать к ноутбукам, что позволяет получать качественную запись даже в мобильных условиях.

Довольно часто дискретные звуковые адаптеры используются в игровых ПК. Такое решение позволяет не только повысить качество воспроизведения звукового сопровождения (за счет использования более совершенных компонентов), но и снизить нагрузку на центральный процессор. Не менее важно и то, что только дискретные звуковые адаптеры позволяют в полной мере реализовать потенциал современных игр, поддерживающих новейшие API окружающего звука для максимально реалистичной имитации пространственных эффектов.

Мультимедийная звуковая карта Asus Xonar Essence STX

Необходимо отметить, что время универсальных звуковых карт прошло. Сейчас рынок дискретных звуковых адаптеров четко сегментирован. В частности, можно выделить сегмент моделей для звукозаписи и работы над музыкальными проектами (DMP), а также сегмент мультимедийных звуковых карт для игровых ПК и HTPC. По вполне понятным причинам модели, ориентированные на разные сегменты рынка, имеют существенные различия - это касается и конструкции аппаратной части, и набора функциональных возможностей, и особенностей программных компонентов. Так, для мультимедийных звуковых карт важное значение имеют следующие факторы: наличие многоканального аналогового выхода (для подсоединения активных АС) и цифровых выходов (S/PDIF, HDMI) для подключения к ресиверам и системам домашнего кинотеатра, функция декодирования многоканальных цифровых фонограмм (Dolby Digital, Dolby Digital EX, Dolby TrueHD, DTS и пр.), а также поддержка современных API окружающего звука.

Не картой единой

Установка дискретного звукового адаптера является необходимым, но далеко не всегда достаточным шагом на пути к более качественному звуку. Данная мера будет эффективной лишь при соблюдении как минимум еще двух условий.

Первым является качество исходной фонограммы (это может быть воспроизводимый медиапроигрывателем медиафайл или звуковой поток, программный синтезатор, игровое приложение и т.д.). Вполне понятно, что невозможно получить «кристально чистый звук» на выходе даже самой совершенной звуковой системы при прослушивании интернет-радио или сжатых файлов с битрейтом 128 Кбит/с.

Второе условие - соответствие остальных компонентов звукового тракта (в простейшем случае - активной акустической системы или наушников) уровню применяемого звукового адаптера. Поскольку все компоненты звукового тракта соединены последовательно, то его возможности ограничиваются характеристиками самого худшего из них. Естественно, что дешевая «компьютерная» АС с крохотными широкополосными динамиками, заключенными в пластиковый корпус толщиной с яичную скорлупу, просто не позволит услышать (и тем более оценить) разницу между интегрированным решением и дорогим звуковым адаптером.

Однако далеко не всегда дело ограничивается заменой акустической системы. Чем выше поднимается планка требований к качеству звучания, тем шире становится круг факторов, которые необходимо принимать в расчет. На восприятие звука оказывают влияние акустические особенности помещения, шум от работающего системного блока и т.д. Как следствие, на повестке дня появляются вопросы, о которых пользователь раньше и не задумывался: снижение создаваемого компьютером шума, акустическая обработка помещения, подбор специальной мебели и т.д.

Таким образом, улучшение звучания следует рассматривать как комплексную проблему, ключом к решению которой является построение максимально сбалансированной системы в рамках отведенного на эти цели бюджета.

Как оценить качество

Есть и другая проблема, с которой приходится сталкиваться в процессе поиска оптимального решения для улучшения звуковой подсистемы ПК. Дело в том, что методов, позволяющих однозначно оценить качество звука, выразив его в неких абсолютных единицах, попросту не существует. Конечно, можно измерять такие характеристики звукового тракта, как частотный диапазон, коэффициент нелинейных искажений, отношение «сигнал/шум» и т.д. Однако, как показывает практика, сами по себе числовые значения этих параметров не способны дать полную информацию о возможностях звукового тракта. Более того: сравнение двух звуковых устройств (акустических систем, усилителей и т.п.) исключительно путем сопоставления заявленных производителем характеристик способно скорее ввести в заблуждение, нежели дать представление о его реальном звучании.

Здесь уместно упомянуть об одном из альтернативных методов - сравнении по контрасту, который был предложен в середине 1990-х годов главой компании Audio Note Питером Квортрупом (Peter Qvortrup). Несмотря на то что позиция Квортрупа нередко подвергается критике - как со стороны так называемых ценителей звука (аудиофилов), так и производителей аудиоаппаратуры, - в предложенном им подходе, несомненно, есть рациональное зерно. Кроме того, метод сравнения по контрасту имеет как минимум два неоспоримых достоинства. Во­первых, он доступен всем желающим, поскольку для получения результата не нужна дорогостоящая измерительная аппаратура и специальное «заглушенное» помещение. Во­вторых, данный метод позволяет получить персонифицированный результат - то есть найти оптимальное сочетание компонентов звукового тракта именно с точки зрения того, кто занимается прослушиванием.

Заключение

Что ж, пора вернуться к вопросу, вынесенному в заголовок этой статьи. Нет смысла обсуждать, имеют ли дискретные звуковые адаптеры какие­либо преимущества перед интегрированными решениями. Не сомневайтесь: даже модели стоимостью порядка 1000 руб. (не говоря уже о более дорогих) способны обеспечить безусловное превосходство как по качеству звука, так и по набору функциональных возможностей. Так что, по большому счету, нужно лишь максимально честно ответить на два вопроса: во-первых, способны ли вы лично услышать эту разницу и, во-вторых, считаете ли вы стоимость выбранной звуковой карты оправданной платой за полученные преимущества. Если оба ответа будут положительными, значит дискретный звуковой адаптер вам действительно нужен.


Все больше людей пишут музыку, делают озвучание, проводят продакшн и постпродакшн в домашних условиях. И тут не обойтись без .

Во-первых, зачем нужна звуковая карта?

Задача любой звуковой карты - перевод цифровых данных в аналоговый сигнал, который можно вывести на источник воспроизведения, а также перевод аналогового сигнала в цифровые данные для записи. За это отвечают ЦАП и АЦП (цифро-аналоговый и аналогово-цифровой преобразователи).

Ни один из компьютеров не оснащен встроенными 6-миллиметровыми jack- или xlr-разъемами. Звуковая карта, в свою очередь, дает возможность подключить и записать любой музыкальный электроинструмент, микрофон и так далее. Многие модели также оборудованы midi и прочими разъемами, что позволяет через них подключить и другие девайсы.

Почему встроенной в компьютер звуковой карты недостаточно

Работая со встроенной картой, вы обнаружите несколько особенностей:
  • возможна запись только одного источника сигнала единовременно;
  • возможна задержка сигнала, сбои, запись фоновых шумов и наводок (особенно это актуально в системных блоках с шумными кулерами).
Эти два фактора - основные препятствия для создания качественной записи. Если вы с ними столкнулись, пора приступить к выбору внешней звуковой карты.

Внешняя карта поможет разгрузить процессор компьютера.

При работе со звуковой картой, встроенной в компьютер, расходуется ощутимое количество ресурсов не только процессора, но и оперативной памяти. Внешняя звуковая карта берет на себя работу с входящим и исходящим звуком, уменьшает задержку во время записи, позволяет записывать и микшировать несколько источников звука сразу.


Фото: James Baldwin

Уменьшать задержку и увеличивать качество записи на внешних звуковых картах помогает звуковой драйвер ASIO.

ASIO (audio stream input/output) - драйвер ввода и вывода потоковых данных, разработанный компанией Steinberg. ASIO получил широкое распространение, и большая часть внешних звуковых карт использует именно этот протокол передачи данных. При передаче аудиопотока девайс обеспечивает высокую точность работы и низкие уровни задержки звука. ASIO позволяет принимать или воспроизводить звук напрямую через звуковую карту, избегая звуковой подсистемы вашего компьютера.

Основные характеристики внешних звуковых карт

Они могут отличаться по способу подключения. Самый распространенный - USB. Звуковые карты для Mac могут подключаться по thunderbolt/type-C разъемам. Также существуют звуковые карты firewire - высокая скорость передачи данных по этой шине позволяет комфортно работать, но так как данным разъемом компьютеры комплектуются все реже, производители практически перестали выпускать модели звуковых карт с таким способом подключения. На вторичном рынке еще можно найти интересные девайсы с firewire-разъемом, но перед покупкой стоит озадачиться поиском нужного переходника для подключения карты к компьютеру.



Карты могут отличаться по разрядности ЦАП\АЦП. Среднее значение на рынке - 24 bit. Чем выше показатель - тем качественнее может быть запись.

Чем выше частота ЦАП, тем лучшего качества будет запись. Стандарт audio CD (44.1 кГц) уже давно стал рыночным.

Важно соотношение сигнал\шум:

  • в картах начального уровня оно равно 75-90 дБ;
  • в хороших картах средней и высокой ценовой категории - 90-100 дБ;
  • в картах PRO-уровня для студий звукозаписи - 100-114 дБ.
Еще одна немаловажная характеристика - коэффициент гармонических искажений сигнала ЦАП\АЦП. Чем цифра меньше, тем чище звук будет на выходе. Самое оптимальное значение для внешней звуковой карты - 0.001%-0.0009%.

Карты могут различаться по количеству и типу встроенных разъемов.

Если вы планируете использовать , то нужно обратить внимание на модели, в которых есть не только xlr-вход, но и встроенный предусилитель с фантомным питанием. Для записи музыкальных инструментов (например гитары), вам понадобится девайс, у которого в наличии есть инструментальный вход с высоким сопротивлением - Hi-Z. В некоторых звуковых картах он совмещен с другими и может активироваться нажатием кнопки. Если вы планируете подключать midi-оборудование, то звуковые карты, в которых присутствует midi in/out, - это ваш выбор.


Также стоит сразу решить, в каких условиях производить запись. Помимо технически важных параметров стоит обратить внимание на вес и размер звуковой карты. Это отражается на удобстве транспортировки. Здесь не может быть одного мнения - опирайтесь на ваши личные ощущения. Но помните - более мобильные устройства оснащены меньшим количеством входов и выходов и более простыми ЦАП/АЦП.

Переходим к выбору

Так как USB - самый распространенный и универсальный способ подключения (все компьютеры имеют этот разъем или возможность его подключения), рассмотрим именно эти звуковые карты.

В работе они имеют единственный, хотя и весьма условный недостаток - скорость передачи данных. Обычно она не выше 480 мбит/с, так как подключение осуществляется через USB 2.0. Вероятнее всего, вы вряд ли превысите данный порог. А если вы знаете заранее, что вам нужны другие мощности, то стоит рассмотреть звуковые карты, подключающиеся по разъему firewire или thunderbolt/type-C, - правильный выбор интерфейса напрямую зависит от тех задач, которые вы ставите.

Lexicon alpha



Внешняя звуковая карта начального уровня, которая имеет все необходимые входы и выходы для записи и поддерживает запись - 24-bit/48kHz. Для начинающих или не очень требовательных пользователей - это хороший и практичный вариант. Важно - Lexicon Alpha не работает в операционной системе macOS X El Capitan и новее, так как поддержка устройства со стороны компаний Apple и Lexicon закончилась.

PRESONUS AudioBox iOne\iTwo

Аудиоинтерфейс начального уровня, которые может работать не только с компьютерами, но и с мобильными устройствами на iOS. iOne оснащен одним инструментальным и одним микрофонным входом, а модель iTwo - двумя комбинированными входами. Интерфейсы имеют внутренний аналоговый микшер, который позволяет осуществлять мониторинг с нулевой задержкой и контролировать записанный звук. Одно из немаловажных преимуществ устройства - компактные размеры.



Фото: Behringer

Карта достаточно универсальна в работе, имеет невысокую стоимость. Оснащена фантомным питанием, двумя независимыми выходами и фирменными предусилителями. Из минусов - не самый удобный отклик при регулировке громкости, а при больших нагрузках карта может нуждаться в перезапуске.

Onyx Blackjack



Фото: Mackie

Карта из серии флагманских продуктов компании. Визуально больше похожа на звукорежиссерский пульт Mackie, тем и привлекает покупателя.. Внутри все тоже весьма интересно - ЦАП/АЦП-преобразователи высокого класса, ди-бокс, фантомное питание и фирменная система мониторинга записи, в которой практически отсутствует задержка.

Focusrite Scarlett solo/2i2/2i4 2nd gen



Фото: Focusrite

Звуковые карты серии Scarlett фирмы Focusrite - одни из самых популярных на рынке. Все благодаря качеству звучания, удобству управления, запоминающемуся дизайну. Музыканты часто используют ее и для живых выступлений. Высокое качество достигается благодаря фирменным микрофонным предусилителям Focusrite. Карта имеет прочный корпус и ее легко взять с собой и записываться где удобно.

Отличаются модели серии Scarlett размерами и количеством входов и выходов. Focusrite предлагает готовые наборы для звукозаписи, основанные на этих звуковых картах. В комплект входят наушники, микрофон и кабель подключения.

UA-55 Quad-Capture



Фото: Roland

Отличные преампы Roland VS Preamps, которые также можно обнаружить и на устройствах премиум-класса. Радует наличие DSP-процессора, который управляет компрессором и преампом каждого канала. В карте есть встроенный ди-бокс: при нажатии кнопки Ground lift он убирает ненужный фон от входящего сигнала.

Компактный и надежный алюминиевый корпус ставит уверенную точку в вопросе качества. Большинство пользователей данного устройства просто не могут выделить его существенных недостатков - возможно их и вправду нет. Это по праву одна из лучших карт для домашней записи.

Steinberg UR22 MK2



Фото: Steinberg

Плод сотрудничества фирм Steinberg и Yamaha. Поддерживает запись стандарта 24 бит/192 кГц, имеет фантомное питание, два XLR/TRS-входа, два выхода, присутствуют порты Midi In/Midi Out. Металлический корпус внушает доверия, а Cubase AI, входящий в комплект поставки, поможет сразу начать работу.

Выше мы рассмотрели самые популярные модели, которые получают массу положительных отзывов и стабильно радуют пользователей своим качеством. Но, если вы еще не нашли тот девайс, который бы отвечал вашим требованиям, также рекомендуем обратить внимание на следующие устройства:

  • Alesis iO2 Express;
  • ESI MAYA44 Xte;
  • M-Audio M-Track Plus II;
  • MiNiSTUDIO Personal US-32;
  • Yamaha Audiogram 6;
  • M-Audio M-Track 2x2M;
  • Tascam US-2×2;
  • iConnectivity iConnectAudio2+;
  • Native Instruments Komplete Audio 6;
  • AKAI PRO EIE Pro;
  • Arturia AudioFuse;
  • Apogee Duet 2;
  • MOTU 4pre;
  • Avid Mbox 3;
  • Apogee Duet 2;
  • Roland Studio Capture UA-1610;
  • Universal Audio Apollo Twin MKII DUO.
Всегда стоит помнить, что самое главное в выборе карты - ваши требования. В разных ситуациях наиболее подходящими и удобными могут быть совершенно разные модели. Так что приятного вам выбора и отличного звука!

Обложка: PRESONUS AudioBox iTwo / PRESONUS

Лет пятнадцать назад приобретение звуковой карты было обязательным, если вы хотели слышать звук, воспроизводимый компьютером. Без нее подключать колонки было некуда. Сегодня на системных платах “все включено”, и звук интегрированный, а входы и выходы вынесены на заднюю и переднюю панели системного блока. Думаете, теперь эти устройства с витрин исчезли, ибо зачем нужна звуковая карта, когда есть встроенная? Ошибаетесь: спрос по-прежнему есть, только перешел он в сегмент не массовый.

Звуковые карты могут быть внешними и внутренними, профессиональными и любительскими, предназначенными для записи звука или воспроизведения с разными аудиоэффектами. Интегрированные звуковые микросхемы не способны реализовать возможности современного медиа, будь то фильм, игра или музыка. Даже на дорогих системных платах звук в многоканальном варианте оставляет желать лучшего, а бюджетные решения призваны просто звучать. Отвечает за качество обработки звука аудиопроцессор.

Внутренние звуковые карты — платы расширения, подключающиеся в разъем PCI или PCI-E и выводящие звуковые входы и выходы на заднюю панель системного блока. Иногда внутренние карты могут быть снабжены внешним модулем — корпусом с системой управления настройками. Внешние же решения — устройства, подключаемые к USB-портам и выполняющие те же функции, что и остальные звуковые карты: передача аудиосигнала на колонки, сабвуферы, прием сигнала с микрофона или внешнего источника и преобразование его из аналогового в цифровой.

Как правило, потребность во внешней звуковой карте ощущается, если:

  • вы профессионально занимаетесь обработкой звука;
  • ваша интегрированная звуковая карта не поддерживает подключение нескольких колонок и сабвуфера;
  • вы хотите ощутить эффект “звук вокруг”;
  • вы записываете многоканальный звук с нескольких источников (микрофон, электрогитара, синтезатор).

Внешние звуковые карты, подключаемые через USB, часто позволяют всего лишь увеличить количество акустических систем, подключаемых к компьютеру. Качество звука высоким не будет, хотя трудно ожидать чего-то большего от устройств стоимостью в пять долларов. Дорогие модели от признанных лидеров в производстве аудиотехники по качеству не уступят внутренним с такими же частотами дискретизации и разрядностью. Тогда зачем нужна внешняя звуковая карта? Во-первых, она обеспечивает мобильность и позволит превратить любой компьютер или ноутбук в аудиоцентр с хорошим звуком. Во-вторых, внешние карты не подвержены влиянию электромагнитных полей внутри компьютера, которые создают помехи. Однако профессиональные решения включают в себя внутреннюю карту и дополнительный блок управления и обработки звука, выносимый за корпус ПК.

Установленная внешняя звуковая карта для ноутбука USB даёт возможность значительно улучшить качество звука .

Тем более, что производители переносных компьютеров обычно не снабжают их качественными аудиосистемами.

Интегрированной карты обычно недостаточно для получения безупречного звука, а в простых моделях компьютеров иногда нечего даже рассчитывать на нормальное звучание аудиозаписи и разборчивую звуковую дорожку фильма.

Зачем нужна внешняя звуковая карта?

Принимать решение о покупке внешней звуковой карты следует в таких случаях:

  • при необходимости получить хороший звук на переносном компьютере. Проблему можно решить подключением аудиоколонок, но это увеличит только громкость звука, но не качество;
  • при выходе из строя основной, встроенной карты.

Особенности внешних моделей

Как правило, внешняя карта для воспроизведения звука представляет собой небольшое устройство размером с флешку или кардридер .

Усиливает сходство и способ подключения к ноутбуку – через USB-вход.

Более дорогие модели достигают размеров внешнего жёсткого диска, а самые производительные имеют габариты, сравнимые с самим ноутбуком.

Возможности любой внешней карты включают:

  • усиление звука по сравнению со встроенной системой ноутбука;
  • подключение одного или нескольких микрофонов , наушников или аудиоколонок.

Функциональность более дорогих моделей включает кнопки громкости и индикаторы.

Для топовых моделей характерно наличие различных разъёмов и интерфейсов, например, выходных аналоговых каналов и коаксиального выхода, хотя их размеры намного больше, чем у компактных звуковых карт.

Преимущества внешних звуковых карт заключаются в следующем:

  • резкое улучшение качества воспроизведения и, при выборе подходящей модели, записи аудио ;
  • мобильность, позволяющая подключить внешнюю карту и к любому другому компьютеру – как стационарному, так и переносному. Также устройство часто подключается к планшету или телефону;
  • достаточно большой ассортимент моделей для того, чтобы выбрать и функциональное, и доступное по цене устройство;
  • простая настройка звука, в том числе громкость, тембр и басы с помощью кнопок на корпусе карты. На ноутбуке без внешнего звукового устройства это можно сделать только программным способом.

Для маломощных и старых ноутбуков карта позволяет снять нагрузку с процессора.

Ведь из-за того, что обработка звука происходит с помощью внешнего устройства вычислительные мощности самого компьютера освобождаются.

Технология EAX может обеспечить звуковые эффекты окружающей среды, что станет неплохим преимуществом для игрока, использующего игровые приложения с многоканальным звучанием.

Самый выгодный вариант

Звуковая карта типа Dynamode C-Media 108 (7.1) может стать отличным выбором для получения качественного звука.

Плюсы модели – компактность, простоту использования, прочный корпус и минимальная стоимость (около 300 руб.), а среди минусов – сравнительно небольшая функциональность.

Такую звуковую карту стоит купить для ноутбука, у которого сломалась встроенная карта для воспроизведения звука.

С её помощью вполне можно подключить аудиосистему 7.1 – звучание будет лучше, чем при включении в обычный разъём, но не таким качественным, как при использовании более функциональных моделей.

Карта для портативного домашнего кинотеатра

Преимущества внешнего звукового адаптера ASUS Xonar U7 заключаются в следующих характеристиках:

  • наличие, кроме обычных разъёмов типа мини-джек для наушников и микрофона, ещё и восьмиканального аналогового выхода, улучшающего звук для аудиосистемы домашних кинотеатров;
  • полное соответствие всем параметрам для хорошей звуковой карты – звук 24 бит/192 кГц и отношение сигнал/шум на уровне 114 дБ, диапазон сопротивления до 150 Ом;
  • простота подключения и настройки.

Стоимость этой карты, которую можно назвать неплохим вариантом для любителей просмотра фильмов с хорошим качеством, не превышает 3000 рублей.

Игровая карта

Любители поиграть в игры, где качество звука настолько же важно, как и параметры видео, оценят возможности модели Bahamut.

Эта внешняя карта от компании Thermaltake работает и с Windows, и с MacOS, отличается привлекательным внешним видом и наличием на корпусе кнопок для включения и выключения подключаемых устройств (наушников, микрофона, колонок).

При подключении карты обязательно установить драйвера (идут в комплекте), а в процессе использования – своевременно их обновлять.

Стоимость модели находится в среднем диапазоне – от 2500 до 3000 рублей.

Универсальный вариант

Неплохой вариант внешней звуковой карты со средней стоимостью представляет собой модель Creative Sound Blaster Play 2.

Несмотря на небольшие размеры, это устройство обеспечивает объёмный звук и позволяет практически без помех записывать аудио.

Технология SBX Pro Studio даёт заметное усиление громкости по сравнению со встроенной картой и создаёт эффект 3D-звучания при использовании аудиосистем любого типа – от наушников до 7.1.

Среди других преимуществ карты – удобное управление через соответствующее приложение. При этом, на корпусе самого устройства нет никаких кнопок для управления звуком.

Правда, отсутствие внешнего управления обеспечивает компактность, позволяя легко переносить Sound Blaster Play 2 с места на место.

Стоимость гаджета в интернет-магазинах не превышает 2500 руб., однако можно найти варианты и за 1600 руб.

Карта для музыканта

Модель FOCUSRITE SCARLETT SOLO STUDIO 2ND GEN может стать отличным выбором для людей, связанных с музыкой и звукозаписью.

Тем более что её небольшие размеры обеспечивают высокую степень мобильности, позволяя перемещать устройство вместе с ноутбуком или перевозить его в транспорте.

Устройство отличается:

  • высоким качеством воспроизведения и записи;
  • компактным и прочным металлическим корпусом;
  • стильным внешним видом;
  • совместимость с ноутбуками, работающими под управлением разных ОС;
  • возможностью одновременной записи с гитары и микрофона;
  • общим регулятором громкости для всех выходов (наушников и колонок);
  • комплектацией всеми необходимыми для записи устройствами – конденсаторным микрофоном, студийными наушниками и соединительными кабелями.

Кроме этой модели, существует немало других интересных вариантов для записи и воспроизведения звука.

Однако по соотношению стоимости и возможностей этот можно назвать одним из лучших и доступных по цене. Купить его в сети можно примерно за 20–22 тыс. руб.

Запуск и отключение карты

Для подключения внешней карты не потребуется много времени. Достаточно просто соединить устройство с ноутбуком (с помощью кабеля или просто вставить в USB-вход).

Если система не находит нужное программное обеспечение в своей базе или устройство требует использования только своих программ, их устанавливают с диска или с официального сайта производителя.

Совет: для воспроизведения качественного звука желательно, чтобы разъём поддерживал технологию USB 3.0. И, если ваше устройство имеет два варианта USB-входов (2.0 и 3.0), следует выбрать для подключения карты именно второй.

Возможные проблемы

При установке внешней звуковой карты на ноутбук могут возникнуть следующие неполадки:

  1. Ноутбук «не видит» устройство;
  2. Карта установлена, но звук не воспроизводится.

Решить первую проблему поможет переустановка в следующий USB-разъём (если карта будет работать, значит, причина неисправности – неработающий вход) или подключение к другому компьютеру.

Если это не помогло вернуть работоспособность карты, стоит переустановить её драйвера (скачав из сети или диска, идущего в комплекте с оборудованием).

Последний способ позволяет справиться и со второй проблемой. Невозможность запуска внешней звуковой карты может свидетельствовать о её неисправности или заводском браке.