Прописная заглавная буква в именах. Употребление прописных букв в именах собственных

Тема: « Заглавная буква

в именах собственных»

Цели:

1. Создать условия для формирования навыка правописания заглавной буквы в именах собственных.

2. Содействовать развитию фонематического слуха, мышления, внимания, устной речи учащихся.

3. Формировать УУД: ставить и решать учебную задачу, осуществлять самоконтроль.

Шведский ботаник Карл фон Линней, известный в Бразилии как Линеу, предложил облегчить общение между учеными разных стран с разными языками, предложил классификацию живых существ через систему номенклатуры, которая была стандартизирована, универсальна и уникальна.

Как писать научные названия?

На одном языке научные имена также способствуют неоднозначности определенного вида в отношении различных общих имен, которые он может представлять, таких как маниока, маниока и маниока. Написание научных названий следует следующим основным правилам. Научные названия написаны на латыни, мертвый язык, не подлежащий изменению.

4. Способствовать воспитанию культуры поведения.

5. Способствовать укреплению здоровья детей.

Мотивационный момент.

    – Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними.

(Дети поворачиваются). Молодцы. Садитесь.

2) Проверка готовности:

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Должен быть написан с некоторым типом акцента: курсив, подчеркнутый или полужирный. Они формируются двумя словами: первое слово обозначает род, а второе слово обозначает вид. Только первая буква первого слова написана с большой буквы. Остальные буквы записываются в нижнем регистре, включая первую букву второго слова.

Как указать подвид и подроды?

Они не получают графического акцента. Примеры научных названий животных и растений. Общие имена существ, упомянутых выше. Некоторые научные названия состоят из трех слов. Когда третье слово обозначает подвида, оно написано рядом с ориентировочным словом вида с более низкой начальной буквой.

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Пора за дело браться,

Придется постараться.

Чтобы грамотными стать,

Надо много правил знать.

Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят ровно.

Фонетическая разминка .

1) На слайде буквы: Е Ё Ю Я

Что вы можете сказать об этих буквах гласных звуков? (в начале слова они обозначают два звука, обозначают мягкость согласного).

Как процитировать автора, который описал организм?

Когда третье слово обозначает подросток, оно написано на втором месте, в скобках, рядом со словом, обозначающим род. Он должен быть написан заглавными буквами. В научных и академических работах часто приходится приводить автора, который впервые описал конкретное живое существо, а также год его публикации.

Имя автора должно быть написано после названия вида без какого-либо разделения. Напротив, однако, к научному названию организма, имя автора не должно представлять какой-либо формы известности, как курсив или подчеркивающий, написанный обычными буквами.

Что ещё вы знаете об этих буквах? (могут быть печатными и письменными, строчными и заглавными).

Актуализация знаний.

Ребята, вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в путешествие в страну «Заглавных букв». Я предлагаю отправиться на паровозике «Букашка».

Отправляясь в путь, путешественники берут с собой провизию и спасательные средства. Провизией в нашем научном путешествии будут… знания и умения. Спасательные средства – красивый почерк и грамотное письмо.

Как сокращать научные названия?

Год публикации должен быть написан после имени автора, разделенного запятой. Научные названия могут быть сокращены со второго раза, когда они упоминаются в тексте. Только слово, обозначающее род, а не слово, обозначающее вид, может быть сокращено. Для этой цели должен быть сохранен первоначальный вес рода, за которым следует указание аббревиатуры.

Другие научные классификации

Научные названия указывают только на виды и виды организмов. Другие более широкие классификации, такие как семья, порядок, класс, тип и царство, не упоминаются в научных названиях живых существ. Когда упоминается, они должны быть написаны начальными прописными буквами.

Каждый путешественник ведёт дневник наблюдений, куда записывает все важные события путешествия. У каждого из вас свой дневник – это тетрадь. Писать в нём нужно красиво, разборчиво, аккуратно.

Минутка чистописания.

Сегодня мы закрепляем написание петли и «клюшки».

Пропишем слово ум так, чтобы буквы были параллельными.

Патриция Петрикола - Энциклопедия итальянского языка. Имена дней недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Имена дней с понедельника по пятницу имеют мужской пол и, как сундук, неизменны. В отличие от других усеченных слов по меньшей мере двух слогов, они также не сталкиваются с графическими акцентами на последней гласной, поэтому написаны как понедельник, вторник и т.д.; но почерк с акцентом, безусловно, будет предпочтительнее.

Из латинской этнической принадлежности все они проистекают из сокращения смертей Луны, с женскими умирающими, которые от латинского до итальянского становились настроениями мужчин, меняя жанр даже на названия дней. Суббота - мужчина и происходит от иврита шаббата. Воскресенье - единственный день, чье имя является женским, поскольку изначально ее этимология была прилагательным атрибутом женских матриц: доминиканских умираний.

На следующей строке – слова. Что скажите о них? (они родственные).

- Обведите эти слова по написанному, обращаем внимание на параллельность и соединения.

Дата в дневнике наблюдений очень важна. Откройте свои тетради-дневники и запишите сегодняшнее число.

Готовы отправиться в путь? Тогда поехали!

Клип.

Все они мужчины, потому что их этническая принадлежность была атрибутом мужского мужчины. Вместо этого имена с сентября по декабрь, лишенные посвящения, связаны с цифрой, потому что это соответственно седьмой, восьмой, девятый и десятый месяцы римского года, который начался в марте.

Имена дней и месяцев обычно пишутся с маленькими начальными, но часто, особенно именами месяцев в датах, они сначала записываются в верхнем регистре, потому что они ассимилируются с их собственными именами и влияют английского правописания. Верхний регистр также используется для обозначения конкретных дат и событий: жирного вторника, Святой Пятницы, Первого мая, Флорентийского мая.

Итак, страна «Заглавных букв». Здесь всё подчинено правилам русского языка. Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? Может кто-то сможет сформулировать тему нашего урока?

Тема нашего урока: «Заглавные буквы……»

Какие знания мы с вами приобрели на уроках обучения грамоте по теме

«Заглавные буквы»? (заглавная буква пишется в начале предложения, с заглавной буквы пишутся имена, фамилии…)

Имена дней и месяцев также вмешиваются в формулировку дат. Зная и фиксируя правила написания верхнего и нижнего регистра через забаву. Интересные упражнения и забавные написание наиболее эффективного метода обучения! Тихое чтение стихотворения «Столбное письмо, мой ребенок».

Ваше имя - предположим, - Юрек, ваша прекрасная собака привлекает Бурека, Михал - это имя вашего брата, Ковальски, которого зовут ваш папа. Вы живете в Кракове - Зельна-стрит, а в отпуске вы едете в Мильно. Выходные любят проводить день в горах, восхищаться Гевоном, который тонет в облаках. Через город Висла - известный - потоки, Вавель отражается в его глубинах.

- А какие умения мы формировали на уроках обучения грамоте? (мы учились писать имена, фамилии, клички животных …)

- У когоэто получалось? Давайте проверим.

Собирала (М,м)аргаритка (М,м)аргаритки на горе.

Растеряла (М,м)аргаритка (М,м)аргаритки во дворе.

Давайте проверим, кто выполнил задание правильно. (самопроверка)

Описание слов, написанных заглавными буквами и почему. Разница между общим именем и собственным именем. Индивидуальная работа - распечатывайте следующие имена. Коллективная работа по проверке понимания терминов: общее имя и собственное имя. Слова написаны заглавными буквами. Задача учащихся - вводить слова соответственно в верхнем и нижнем регистре.

На четырех таблицах четыре названия групп: учащиеся рисуют карты с названиями континентов, штатов, городов и регионов Польши. После проверки они сидят за соответствующей таблицей. Затем они читают свои слова, чтобы проверить правильность разделения на группы.

Кто выполнил задание правильно? Но у нас есть ребята, у которых были затруднения. Чему будем учиться сегодня?

Сегодня на уроке мы будем упражняться в написании имён собственных.

У вас на партах лежат пропуски в страну «Заглавных букв». Заполните их.

Фамилия ___________________________

Имя ___________________________


Сейчас мои помощники проверят, все ли правильно справились с заданием.

Давайте играть в «Штатах - городах» Объяснение групповой работы. Вы можете использовать карту Европы. Мы пишем имена в буквах. Правильность орфографии! Город речных растений животные. Каждая группа может иметь разные буквы для игры. Для правильной работы задачи группа вознаграждается согласно предыдущим выводам учителя.

Найдите правильную букву - отдельную задачу. Каждый ученик рисует карту с выражением. Его задача состоит в том, чтобы настроить себя на большое или маленькое письмо. Буквы висят в разных частях комнаты. Слова должны быть заглавными буквами. Учитель дает ученикам ту же рифму, что и в начале урока. В стихотворении отсутствуют некоторые слова. Учитель читает строку вслух, а ученики печатают недостающие слова в верхнем и нижнем регистре. Они должны обратить внимание на правильное написание.

Все с заданием справились и жители города открывают нам ворота.

Ребята, посмотрите. У ворот стоят и плачут герои мультфильма, которых не пускают в страну. Как вы думаете почему?

Имя ____НЮША________

Имя _____КРОШ __________


Имя ____ЛОСЯШ _____


Что нужно сделать? Давайте запишем имена сказочных героев в наш дневник наблюдений. Подчерните заглавную букву.

Мы все используем инициалы, и это довольно часто. Казалось бы, о чем писать не о чем, потому что в этом случае трудно ошибиться. Однако в определенных ситуациях возникают сомнения, которые словари явно не разрешают. Вопреки внешнему виду, вопрос не является необоснованным. Уже само определение словаря предполагает.

Обратите внимание, что определение неясно, потому что упоминаются первые буквы, но письмо отсутствует. К счастью, вопрос был урегулирован Советом польского языка. Первая буква остается в инициалах первой буквы в соответствии с общими правилами написания.

Работа в тетради.

Каких Смешариков вы ещё знаете? Запишем их имена.

ФИЗМИНУТКА

Ребята, а вы любите играть? Тогда будьте внимательны, я буду читать вам стихотворение, а вы, услышав имена собственные, подпрыгните на месте.

Подарили Пете, книжку о ракете,

Прочитал Петя – подарил Свете,

Света – Ване, Ваня – Тане,

Вязание крючком. Важность этой оппозиции может быть связана с тем, что один лингвист обращается, ссылаясь, например, на другого лингвиста и аплодирует другому лингвисту словами и справедливо. Однако, как и с числом букв в инициалах некоторых лингвистов, эта норма трактует совсем немного.

Если мы можем предположить, что можно использовать другое соглашение, тогда необходимо соблюдать даже несколько основных правил. Случай осложняется, когда и ваше имя, и фамилия заменяются инициалами. Но, с другой стороны, некоторые лингвисты постулируют не обрабатывать инициалы без точек с точки зрения ошибки. На первый взгляд кажется, что сомнений не должно быть.

Таня маленькой Марьяне.

Совершила книжка круг

И сказала: «Здравствуй, друг!»

Ребята, у каждого из нас есть не только имя, но и фамилия. Вам было дано задание – узнать, что такое фамилия. Фамилия – это то, что человеку передается по наследству, обычно от отца. А знаете ли вы, что еще лет 150-200 назад у большинства людей фамилий не было. Были прозвища и отчества: Петров, Иванов, Александров – это были сыновья Петра, Ивана, Александра.

Однако достаточно взглянуть на то, как лингвист отвечает на этот вопрос, чтобы получить некоторые сомнения. Пример приведен в цитированной речи проф. Однако, если вы не хотите использовать пробелы, вы должны помнить, что его невозможно пропустить в любом месте.

Не «вставляйте» инициалы в имя. Мицкевич неприемлем. Не разделяйте инициалы без точек. Да, его можно использовать, но практика ограничивается строго определенными случаями, когда имена не могут быть указаны во всей полноте - главным образом для тех, кто подозревается в совершении преступления, но еще не виновен в совершении преступления, и суд не согласился. опубликовать свое имя. В других случаях использование инициалов самого имени бессмысленно и может считаться оскорбительным.

Фамилии возникали от каких-то внешних признаков человека. Например, если у человека были белые волосы, его могли прозвать – Беляков. Или, если у человека была борода, его звали – Бородкин. Некоторые фамилии возникали от места жительства – Москвичев, Питерцев.

Давайте образуем фамилии от слов, данных на доске. Как пишутся фамилии?

Конечно, инициалы имени могут использоваться вместе с начальным именем, например, Ł. Не используйте начальное имя, если второе имя указано полностью. Мы не сокращаем псевдонимы, псевдонимы или названия частей. Название статьи может быть недостаточно выразительным, но содержание должно давать мысли тем, кто пишет, будь то пресс-релизы, истории жизни, страницы дела, сообщения в блогах или форумы.

Почему мы пишем? Мы имеем в виду то, что мы пишем для публики, а не для нашего собственного дневника. Мы пишем, чтобы сообщать людям наши достижения, проекты, желания, потребности, делиться обществом с нашими удовольствиями, нашими радостями, нашим предложением помощи. Мы пишем, чтобы привлечь внимание других, запуск кампаний, продуктов, программ. Мы пишем, может быть, просто для того, чтобы выразить наши мысли, идеи или мнения. Мы пишем, чтобы поделиться своим опытом, писать для пересылки сообщений и идей, писать, предлагать решения или предложения.

АНТОН, ФЁДОР, КОШКА, ЦВЕТОК

Запись в тетрадь: Антонов, Фёдоров, Кошкин, Цветков.

Подчеркните заглавную букву.

Что есть ещё у человека, о чём мы не говорили? Кто знает, как появились отчества?

Слово отчество означает имя по отцу. Человек получает отчество от отца, то есть к имени ребенка добавляется имя отца, указывающее, чьим сыном или дочерью он является. Отчество всегда дается по полному имени.

Мы должны писать, не так ли? Когда мы пишем? Да, это хороший вопрос, потому что не все мы родились писателями, копирайтерами, блоггерами или создателями контента. Ну, давайте напишем, когда информация будет свежей, когда идеи понятны, когда то, что мы хотим выразить, достаточно очерчено.

Написание в спешке, только для того, чтобы поймать момент, часто может быть неудачей. Не все из нас - журналисты, способные писать на ходу. Написание в спешке может означать потерю идеи, разбавление ее на двусмысленные и неясные выражения. Вам нравятся цветущие и обогащенные текстуры в сложных выражениях только ради достижения разумного количества слов или символов? Нам, конечно, не нравится новый, но мы встречаем их ежедневно в СМИ.

Отчества людей пишутся с заглавной буквы.

У каждого из вас тоже есть отчества. Кто знает своё отчество? Давайте запишем их.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Посмотрите, вон на полянке резвятся котята. Давайте позовём вон того котёнка с жёлтым ошейником. Кис-кис-кис.

Ой, мы звали одного котёнка, а прибежали два.Смотрите, у них на ошейниках есть какие-то надписи. Что это?

У животных тоже есть свои имена – клички. Как они пишутся? Клички животных пишутся с большой буквы.

Наших котят зовут Пушок и Барсик. Давайте запиши клички котят. Давайте придумаем клички животным.

Запись в тетрадь.

ФИЗМИНУТКА СО СМЕШАРИКАМИ

Закрепление знаний . Дифференцированная работа.

Ребята, сейчас мы с вами разделимся на группы:

1 группа будет работать с листочком зеленого цвета, 2 группа с листочком желтого цвета, 3 группа с листочком голубого цвета, 4 группа с листочком оранжевого цвета.

Дети рассаживаются по группам.

Задание для зеленой карточки:

Задание для желтой карточки:


Задание для оранжевой карточки:


Задание для голубой карточки:


Проверка работы.

Релаксация

Реснички опускаются, глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают,

Дышится легко, ровно, глубоко,

Шея не напряжена и расслаблена

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать,

Вы полны сил и энергии

Вы много знаете и умеете

Вы единая команда и в вашем единстве - ваша сила

На счет «три» откройте глаза

Один, два, три.

Итог урока.

Хорошо, ребята! Но наш урок подходит к концу. Чему же мы учились?

(находить и писать имена собственные с заглавной буквы)

А сейчас давайте проверим ваши знания и умения по данной теме. Я предлагаю вам написать под диктовку предложение. Работать будем по алгоритму.

1. Слушаю предложение

2. Нахожу в нём имя собственное

3.Помню, что имена собственные пишутся с заглавной буквы

4. Пишу, проговаривая по слогам

5. Проверяю написанное

6. Подчёркиваю орфограмму

Пушистый кот Рыжик живёт у Серёжи.

Что запомнили на уроке? В своих ответах используйте слова:

Я запомнил…

Я узнал …

Ответы детей.

Все ребята работали хорошо, мне понравились ваши ответы.

Рефлексия.

А сейчас, ребята, посмотрите на смайлики у каждого на парте. Нарисуйте рот, показывающий ваши эмоции по окончанию урока и прикрепите по своему усмотрению к солнышку или к тучке, в зависимости от своего настроения. Ребята прикрепляют свои листочки.

Урок окончен, спасибо за урок.

I. Имена с о б с т в е н н ы е пишутся с прописной

буквы, имена н а р и ц а т е л ь н ы е - со строчной:

профессор Иванов, царь Пётр, пантера Багира,

шоссе Энтузиастов, планета Юпитер.

Имя нарицательное пишется с прописной буквы:

1) если оно является первым словом в составном соб-

ственном наименовании: Московский театр опе-

2) если условия контекста придают этому слову

торжественное, возвышенное звучание: Весь народ

поднялся на защиту своего Отечества.

По традиции употребляются прописные буквы в

некоторых названиях важнейших организаций,

высших должностей, российских и международных

званий и знаков отличия: Организация Объединён-

ных Наций, Федеральное Собрание, Президент

России, медаль «Золотая Звезда».

II. Основные случаи употребления прописных и строч-

ных букв в различных названиях:

1. С прописной буквы пишутся имена, отчества, фа-

милии людей; обозначения действующих лиц в про-

изведениях литературы; псевдонимы, прозвища,

клички животных: Алексей Максимович Пешков,

Максим Горький, Пётр Первый, Всеволод Большое

Гнездо; Красная Шапочка (персонаж), Шарик (со-

Некоторые слова могут употребляться и как име-

на собственные, и как имена нарицательные; ср.:

мальчик по имени Мишка - мохнатые мишки на

арене цирка.

2. С прописной буквы пишутся все слова (кроме родо-

вого наименования) в географических и администра-

тивно-территориальных названиях: Азия, Монголия,

Псковская область, остров Новая Земля, Большой

Каменный мост, улица Кузнецкий Мост. Но ср.:

страны Запада - поезд идёт на запад.

В официальных названиях государств (а также

автономий в составе Российской Федерации) с про-

писной буквы пишутся все слова, в том числе родо-

вые понятия: Российская Федерация, Республика

Татарстан, Объединённые Арабские Эмираты,

Французская Республика. Ср.: Среднеазиатские

республики (неофициальное название).

3. С прописной буквы пишутся все слова (кроме родо-

вого наименования) в астрономических названиях:

созвездие Большого Пса, альфа Малой Медведицы.

Ср.: происхождение Земли - горсть земли; орбита

Луны - бледная пуна.

4. С прописной буквы пишется первое слово (и все

имена собственные) в названиях исторических собы-

тий, значительных событий в общественной жизни,

праздников: эпоха Возрождения, Вторая мировая

война, День взятия Бастилии, Рождество. Ср.:

Рим (историческая эпоха) - древний Рим (город).

5. С прописной буквы пишется первое слово (и все

имена собственные) в названиях учреждений, пар-

тий и т. п.: Министерство обороны, партия Ин-

дийский национальный конгресс, Московский госу-

дарственный университет имени М. В. Ломоносова,

Государственная Третьяковская галерея.

6. Условные названия заключаются в кавычки:

кинотеатр «Арктика», журнал «Огонёк».

7. С прописной буквы пишется первое слово (кроме

родового обозначения) в названиях орденов, знаков

отличия: орден Отечественной войны I степени,

Георгиевский крест, медаль «В память 800-летия

Москвы». В порядке исключения некоторые назва-

ния пишутся с прописной буквы (см. п. I).

8. Со строчной буквы пишутся названия должностей,

званий, титулов: король Швеции, министр здравоох-

ранения, директор фирмы, член-корреспондент

Академии наук, лауреат Нобелевской премии, мар-

шал авиации. Некоторые названия должностей и зва-

ний (имена нарицательные) пишутся с прописной

буквы в порядке исключения (см. п. I).

9. С прописной буквы пишется первое слово (и имена

собственные) в названиях произведений искусства,

периодических изданий, памятников старины, доку-

ментов: поэма «Медный всадник», роман «Жизнь

Клима Самгина», комедия «Двенадцатая ночь, или

Как вам угодно» (вторая часть двойного названия

также пишется с прописной буквы), газета «Москов-

ские новости», Девятая симфония Бетховена, Лав-

рентъевская летопись, Успенский собор.

III. Употребление прописной или строчной буквы

в прилагательных, образованных от существитель-

ных - имен собственных, зависит от суффикса и

значения слова:

1. С прописной буквы пишутся притяжательные

прилагательные с суффиксами -ов-/-ев-, -ив-: Зевсов

гнев, Одиссеевы странствия, Мишкина каша.

Употребленные в переносном значении, такие при-

лагательные пишутся со строчной буквы: анютины

глазки (цветы).

2. Со строчной буквы пишутся прилагательные

с суффиксом -ск-: пушкинская поэзия, болгарские

курорты. Ср.: московский губернатор - Москов-

ское государство (географическое название).

Употребленные в значении «памяти, имени тако-

го-то», такие прилагательные пишутся с прописной

буквы: Нобелевская премия, Пушкинские дни

(праздничные мероприятия).

40. Объясните употребление выделенных курсивом

прописных и строчных букв.

1. .Антон.Павлович Чехов - .Антоша Чехонте; Козь-

ма Прутков - Алексей Константинович Толстой и братья

Жемчужниковы; Жорж Санд - Аврора Дюпен, АГарк

Гвен - Сэмюэл Ленгхорн Клеменс.

2. Владимир Красное Солнышко, Ричард Львиное

Сердце, Александр Македонский, Иван.Грозный.

3. Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Снегурочка,

Синяя Ворода, Колобок, Золушка.

4. кот Васька, пёс Рекс, корова Бурёнка, курочка

Леструшка.

5. город Белая Дерковь, село Светлые Ключи, улица

Госпитальный Вал, бухта Золотой Рог, Крайний Север,

Дальний Восток, Лриуралье, Лодмосковье, Смоленская

область, Алтайский край, остров Святой Елены.

6. Южно-Африканская Республика, Республика Ко-

ми, Чешская Республика, Скандинавские королевства.

7. Полярная звезда, бета Весов, туманность Андро-

меды, комета Галлея.

8. Медный бунт, Смутное время, .Куликовская битва,

Великая Отечественная война, Женевская конференция,

движение Сопротивления, Олимпийские игры 1896 года,

Древняя Греция, Международный женский день, Девя-

9. Министерство иностранных дел, Лейбористская

партия Великобритании, Национальное собрание Фран-

ции, Центральный театр кукол, Концертный зал имени

Чайковского, Дом-музей Толстого, Большой театр, Рос-

сийская академия каук, Лервый московский часовой за-

вод, Государственный универсальный лгагазин, изда-

тельство «Наука», фабрика «Грёхгорная даануфактура»,

гостиница «Космос», бассейн «Чайка».

10. кандидат исторических каук, президент Франции,

японский император, генеральный секретарь Организа-

ции Объединённых Наций, народный артист России,

ректор Московской консерватории.

11. орден Славы I степени, орден Святого Андрея Лерво-

званного, орден.Почётного легиона, Железный крест,

орден «Знак Почёта», .медаль «За оборону Москвы».

12. ЙГпатьевская летопись, Федеративный договор,

Лервая баллада Шопена, жрам Василия Блаженного,

йсаакиевский собор, здания Сената и Синода, роман

Гончарова «Обрыв», геовесть Гоголя «Майская ночь, или

Утопленница», балет Чайковского «Лебединое озеро»,

журнал «Семь дней».

13. Рафаэлева леадонна, Кощеева смерть, Танина кук-

ла, Сашин.мяч, рентгеновы лучи, .марьин корень.

14. чеховская драматургия, тургеневская ысадьба,

толстовские взгляды, Булгаковская конференция,

Ломоносовские чтения.

41. Подберите и запишите свои примеры употребления

прописных и строчных букв в различных названиях. (Вос-

пользуйтесь книгами, журналами и газетами, составляю-

щими круг вашего чтения.)

Диктант

Правление Петра Первого стало одним из важнейших

этапов в истории нашей страны. Россия из Московского

государства, чьи контакты с внешним миром были доста-

точно ограниченны, превратилась в Российскую импе-

рию - одну из могущественнейших стран Европы.

В самом начале своего царствования Пётр стремился

пробиться к Чёрному и Каспийскому морям, расширить

возможности морской торговли с Востоком. И уже тог-

да, во время Азовских походов, самой заметной фигурой

в окружении государя становится Александр Данило-

вич Меншиков. Ему, простолюдину по происхождению,

суждено было со временем стать влиятельнейшим вель-

Вместе с царём в составе «Великого посольства» Мен-

шиков отправился за границу. Как известно, Пётр со

своими сподвижниками ехал в Европу не только уста-

навливать дипломатические контакты с Западом, но и

учиться всему, что могло пойти на пользу крепнущей

России. Царь не гнушался даже работать подмастерьем

у опытных ремесленников. Не желая отставать от своего

государя, Меншиков работал на голландских верфях и

получил аттестат, свидетельствующий об овладении спе-

циальностью корабельного плотника.

Сразу по возвращении в Россию Меншиков принял

деятельное участие в подавлении стрелецкого мяте-

жа. И в дальнейшем на Меншикова царь возлагал са-

мые ответственные задачи: устройство в устье Невы

Петропавловской крепости, строительство новой столи-

цы - Петербурга - и оборону её от шведов. Чины и

знаки отличия сыпались на Меншикова дождём. Поль-

ский король Август наградил его орденом Белого Орла,

австрийский император пожаловал ему диплом князя

Священной Римской империи. В отсутствие Петра

светлейший князь фактически был главой армии, кото-

рая после начала Северной войны оформилась в регу-

В пушкинской поэме «Полтава» Меншиков назван

«полудержавным властелином». Его могущество и поли-

тическое влияние стало неограниченным в недолгий пе-

риод правления Екатерины Первой. Юный Пётр Второй

в начале своего царствования находился в полной зави-

симости от властолюбивого и энергичного сподвижника

своего великого деда, однако вскоре интриги членов Вер-

ховного тайного совета - барона Остермана и князей

Долгоруких - привели к тому, что Меншиков был от-

странён от государственных дел и сослан в далёкий Берё-

зов, где и закончилась его жизнь.

Раздел 4