Закон рф от 19.06 1992 3085 1. Потребительская кооперация: история, особенности. Закон о потребительской кооперации

Потребительская кооперация предполагает добровольное объединение физических и юрлиц на основе членства. Ее целью выступает удовлетворение нужд субъектов в услугах и товарах. Первоначальное имущество таких объединений формируется из паевых взносов. Рассмотрим далее, как происходило развитие потребительской кооперации.

Зарождение

История потребительской кооперации началась в 19-м столетии. Родиной первых объединений была Великобритания. В то время предприятия потребительской кооперации открывались благотворителями. Они стремились улучшить условия труда и положение рабочих. С 1820-1830 гг. владельцами кооперативных магазинов, хлебопекарен, мельниц становились сами трудящиеся. Создававшиеся объединения позволяли приобретать продукцию по сниженным ценам. В 1844-м английскими ткачами был открыт кооператив, принципы формирования которого стали основными для последующих предприятий этой категории. К этим основам относят следующие положения:

Цели сотрудничества и подробные сведения об использовании данных должны быть установлены в письменной форме до начала сотрудничества между участвующими разведывательными службами в целях обеспечения адекватного уровня защиты данных и исключения ненадлежащего использования, в частности.

Предпосылки для использования данных. Изучая и, при необходимости, немедленно меняя, исправляя и удаляя данные. Не использовать данные с целью, отличной от указанной в пункте 1, или передавать ее третьим лицам без согласия входящей разведки. Предоставить информацию об использовании данных, введенных запрашивающей разведкой.

  1. Небольшие паевые взносы.
  2. Равноправие среди всех кооператоров и наличие одного голоса у каждого.
  3. Ограниченное количество паев для каждого члена объединения.
  4. Реализация продукции осуществляется по умеренным рыночным ценам и за наличный расчет.
  5. Стоимость товара для всех одинакова (в том числе для тех, кто не входит в объединение).

Организации потребительской кооперации в СССР

В советское время распространение получили торгово-заготовительные объединения. Сельскохозяйственная потребительская кооперация, существовавшая в СССР, решала ряд актуальных задач. В их числе, в частности, были вопросы по:

Статья 14 при условии, что положения ограничены Федеральным ведомством по защите Конституции, и файловый приказ должен сопровождаться определением в соответствии с предложением 1 в качестве приложения. Федеральное ведомство по защите Конституции может вводить персональные данные в общий файл в соответствии с § 10 (1) и (3), § 11 (1), если разрешено передавать данные всем участвующим иностранным разведывательным службам. За ответственность разведывательной службы, участвующей в деле § 6 (2), применяются предложения 4 и 5.

Федеральное ведомство по защите Конституции принимает технические и организационные меры в отношении файлов согласно § 9 Федерального закона о защите данных. § 24 Федерального закона о защите данных и § 6 (3) приговоры 2-5 применяются только к данным, введенным Федеральным управлением по защите Конституции и его выпускам. Согласно § 15 Федеральное ведомство по защите Конституции предоставляет субъектам данных информацию, введенную Федеральным ведомством по защите Конституции.

  1. Реализации. Розничная торговля в сельской местности осуществлялась, преимущественно, за счет потребкооперации.
  2. Закупке. Сформированные объединения приобретали у совхозов, колхозов, населения материалы и сырье, дикорастущие грибы, ягоды и плоды, лекарственные травы.
  3. Производству. Система потребительской кооперации способствовала развитию пищевой промышленности (на базе местной с/х продукции) и выпуск непродовольственных товаров (из с/х и иного местного сырья).

К 1990 году объединения обслуживали около 40 % населения. Их членами было порядка 30 млн человек. На долю объединений приходилась 1/4 розничного товарного оборота, около 1/2 заготовок картофеля, 1/3 овощных закупок, больше трети хлебной продукции. На сегодняшний день в стране действует порядка 20-25 потребительских кооперативов.

Федеральное ведомство по защите Конституции может участвовать в общих файлах, которые создаются зарубежными разведывательными службами. Информация, включая личные данные о поведении несовершеннолетних в возрасте до одного года, не может быть передана иностранным, национальным или международным органам в соответствии с положениями настоящего Закона. В качестве отступления информация, включая личные данные, касающиеся поведения несовершеннолетних в возрасте от жизни, может быть предоставлена, если в обстоятельствах дела не исключено, что передача необходима или фактическая, чтобы предотвратить значительный риск для жизни или лица лица Имеются данные, свидетельствующие о том, что передача необходима для судебного преследования одного из преступлений, упомянутых в статье 3 (1) статьи 10.

Основы современных объединений

Российская потребительская кооперация сегодня представляет собой многоотраслевую социально-экономическую структуру. Целью ее функционирования выступает удовлетворение индивидуальных, общественных и прочих нужд членов-пайщиков в услугах и товарах. Кроме этого, потребительская кооперация в России обеспечивает обслуживание финансовых интересов производителей продукции, объединившихся в ней. Вместе с этим достигается определенная выгода остальных участников.

Получатель проверяет, что персональные данные, предоставленные в соответствии с положениями настоящего Закона, необходимы для выполнения своих обязанностей. Если экзамен показывает, что они не требуются, он должен уничтожить документы. Уничтожение может быть опущено, если разделение другой информации, необходимой для выполнения задач, не является или не только имеет необоснованные усилия; в этом случае данные должны быть заблокированы.

Если после передачи персональные данные являются неполными или неточными в соответствии с положениями настоящего Закона, они должны быть незамедлительно исправлены получателю, если это не имеет отношения к оценке ситуации. Закон о сотрудничестве между федеральными и государственными органами в вопросах Европейского Союза.

Особенности потребительской кооперации

Одной из отличительных черт рассматриваемой структуры выступает специфичное сочетание социальных и хозяйственных функций. Именно из этого комплекса исходят особенности формирования и совершенствования форм кооперации. Управленческая структура объединяет в себе два начала. Одно из них - организационно-правовая форма выступает как узаконенная основа объединения хозяйствующего субъекта, обладающего правами юрлица. Он осуществляет производство и реализацию услуг и товаров, используя имущество, закрепленное за ним. Второе начало формируется последовательно соподчиненных и работающих при этом параллельно управленческих органов. Деятельность структуры регулирует Закон "О потребительской кооперации".

Федеральное правительство сообщает Бундесрату без ущерба для статьи 2 Закона о договорах. Поскольку Федеральному совету необходимо будет участвовать в соответствующей национальной мера, или если земли отвечают за их национальные дела, федеральное правительство привлекает представителей земель, выдвинутых Федеральным советом для консультаций по определению переговорной позиции для проекта.

Предметом обсуждений в соответствии с пунктом 1 является также применение пунктов 5 и 6 к проекту. При этом между федеральным правительством и штатами следует искать соглашение. Поскольку интересы федеральных земель затрагиваются в области исключительной компетенции федерального правительства или иным образом, федеральное правительство имеет право законодательно, федеральное правительство учитывает мнение Федерального совета при определении переговорной позиции для проекта.

Структурная специфика

Потребительская кооперация включает в себя следующие управленческие схемы:

  1. В структуре "союз-союз".
  2. Внутри общества.
  3. В системе "объединение-союз".

Организационная форма выступает в качестве конструктивного элемента, который:

Социальный статус

Характеризуясь перечисленными выше отличительными чертами, потребительская кооперация обладает в определенной степени самобытностью. Каждое объединение представляет собой некоммерческую структуру, которая выполняет общественные задачи. При этом свою хозяйственную деятельность предприятие планирует на базе кооперативной идеологии, ценностях и принципах, что определяет его потенциал и преимущества по отношению к прочим субъектам рынка.

Если мнение федерального правительства не соответствует мнению Федерального совета, необходимо найти соглашение. Чтобы достичь этого соглашения, федеральное правительство снова проведет консультации с представителями земель. Если соглашение не будет достигнуто, и тогда Федеральный совет подтверждает свое мнение решением, принятым с двумя третями его голосов, тогда мнение Бундесрата имеет преимущественную силу.

Утверждение федерального правительства требуется, если решения могут привести к увеличению расходов или сокращению доходов для федерального правительства. В случае проекта, в котором Федеральный совет будет участвовать в соответствующем национальном действии или если земли будут иметь юрисдикцию или иным образом повлиять на основные интересы стран, федеральное правительство будет, по запросу, призывать представителей стран к переговорам в консультативных органах Комиссии и Насколько это возможно.

Выступая в качестве некоммерческого, объединение закрепляет и фиксирует сферу экономических взаимодействий между администрацией и пайщиками по вопросам реализации объектов общей собственности. Вместе с этим потребительская кооперация устанавливает порядок осуществления взаимосвязи с внешней средой. К ней, в частности, относят муниципальные структуры власти и государство. Это взаимодействие обеспечивается через страховые и финансовые компании, налоговую службу и так далее. В этой связи потребительская кооперация рассматривается в качестве единственной структуры, тесно интегрирующей государственный интерес с социальными группами.

Переговоры ведутся с федеральным правительством; Представители стран могут делать заявления с согласия переговоров. Когда законодательные полномочия исключительно для пострадавших стран в области школьного образования, культуры или вещаний находятся в фокусе, федеральное правительство, министр передает переговоры в консультативных органах Комиссии и заседаниях Совета и Совета в составе к представителю государства. Федеральный совет может назначить только одного члена государственного правительства с министерским званием для этих заседаний Совета.

Элементы структуры

Нормативные акты о потребительской кооперации в РФ характеризуют ее как комплекс обществ и союзов, сформированных для удовлетворения материальных и прочих нужд их участников. В этой связи выделяют следующие ее элементы:



Самоорганизация

Системный характер, которым обладает потребительская кооперация, позволяет сформулировать ее основные свойства. Они, собственно, составляют содержание социальной и экономической функций структуры. Одним из таких свойств выступает самоорганизация. Она является основным способом формирования кооперативов любого вида. Самоорганизация базируется на инициативности и собственных средствах граждан, которые они объединяют добровольно для решения насущных вопросов. Именно этот механизм позволяет сконцентрировать и внедрить в экономический оборот неиспользуемые запасы на национальном, региональном и местном уровнях для скорейшего удовлетворения текущих нужд населения и самих пайщиков.

Осуществление прав представителем земель осуществляется с участием и в консультации с представителем федерального правительства. Координация переговорной позиции с представителем федерального правительства в отношении меняющейся переговорной позиции осуществляется в соответствии с правилами и критериями, применимыми к внутреннему принятию решений. Майский Федеральный совет для заседаний Совета в составе министров в котором проекты обрабатываются, которые не относятся исключительные законодательные полномочия стран в области школьного образования, культуры или радиовещания, но и в других исключительных законодательных полномочий стран в центре внимания, как представители стран-членов провинциального правительства в министерском звании, которые имеют право выступать с заявлениями в консультации с представителем федерального правительства.

Структурность

Свойство системности предполагает, что те или иные формы потребительских объединений (общества и их союзы) определенным образом взаимодействуют друг с другом. Эта взаимосвязь обеспечивается сохранением вертикальных уровней управления и власти, коммуникационных каналов и механизма решения задач. Это позволяет проанализировать деятельность разных структурных элементов кооперации, например, относительно выпуска товаров, совокупных трудовых ресурсов, реализации единых стратегических планов и так далее.

Относится к проекту исключительные законодательные полномочия штатов, но не в приоритетные области школьного образования, культуры или вещания, федеральное правительство осуществляет переговоры консультативных органов Комиссии и заседаний Совета и Совета в составе министра в консультации с представителями стран вне.

Пункт 2 не применяется к правам Федеративной Республики Германии в качестве Председателя Совета. При осуществлении этих прав, в отношении проектов по смыслу пункта 2 предложения 1, федеральное правительство проводит консультации с представителем земель.

Специфика обществ

Потребительское объединение представляет собой добровольную структуру. Оно формируется гражданами и юрлицами по территориальному признаку на основе членства. Общество объединяет имущественные паевые взносы для осуществления производственной, заготовительной, торговой и прочей деятельности для удовлетворения потребностей участников материального характера. Данное определение отражает следующие специфические черты объединений:

По пунктам повестки дня заседаний Совета, утвержденных Советом без обсуждения, пункт 2 не применяется, если такое обращение было согласовано с представителем стран. Что касается судебных разбирательств в Европейском Суде, федеральное правительство, упомянутых в пунктах 1 и 2 случаев и за нарушение процессов, в которых Федеративная Республика Германии является участником Федеративного договора вперед, насколько законодательные полномочия стран страдают и федеральное правительство не имеет права Законодательство.

Федеральное правительство соглашается с заинтересованными странами в отношении подачи приемлемой апелляции в Европейский суд против трансграничной финансовой коррекции Европейских сообществ. Если соглашение не будет достигнуто, федеральное правительство обязано подать апелляцию по прямому запросу пострадавших стран. В этом случае расходы на апелляцию будут нести страны, которые запросили подачу апелляции.



Классификация

Потребительские общества разделяются по:

1. Территориальному признаку на:

  • сельпо;
  • горпо;
  • райпо.

2. Профессиональному или социальному составу участников на:

  • рабочие кооперативы;
  • рыболовецкие объединения;
  • студенческие общества;
  • ученические объединения.

Потребительские общества считаются первичными структурными элементами. Они объединяют участников и формируют более крупные элементы. Проще говоря, если не будет потребительских обществ, не будет и союзов, а следовательно, и самой кооперации. Комплекс объединений разного уровня обеспечивает более устойчивое правовое положение в стране в целом и регионе в частности. Социально-экономическая деятельность обществ, состоящих в союзах, отличается лучшей организованностью и обеспечена защищенностью в рамках рынка.

Страны могут поддерживать постоянные связи непосредственно с органами Европейского союза, при условии, что это служит для выполнения своих национальных полномочий и задач в соответствии с Основным законом. Страновые отделения не получают дипломатического статуса. Статус и обязанности Постоянного представительства в Брюсселе считается представителем Федеративной Республики Германии в Европейских сообществ без ограничений даже в тех случаях, когда осуществление прав, принадлежащих Федеративной Республике Германии в качестве государства-члена Европейского Союза, передается представителю государства.

Структурные уровни

Организационное построение потребительской кооперации основывается на принципе административно-территориального разделения в стране. Каждое объединение или их группа располагается на том или другом вертикальном уровне. Первый сформирован потребительскими обществами, выступающими в качестве добровольных объединений физических (реже юридических) лиц в одном либо нескольких населенных пунктах (горпо, сельпо). На следующей ступени находятся районные союзы. Они сформированы объединениями обществ на территории определенных районов.

Подробная информация об информации и участии стран в соответствии с настоящим Законом и Законе об интеграции с дополнительной информацией содержится в соглашении между Федерацией и землями. В случае проектов Европейского Союза право муниципалитетов и местных органов власти регулировать дела местного сообщества должно быть сохранено и их интересы должны быть защищены.

Если Федеральный совет принимает позицию по проектам Европейского Союза по вопросам коммунальных услуг, представляющих общий интерес, то мнение рассматривается федеральным правительством в соответствии с положениями § 5. Права на участие Бундесрата в соответствии с § 5 (2) остаются без изменений.

На третьем уровне располагаются республиканские, краевые, областные союзы. На четвертой ступени находится добровольное объединение всех обществ страны. Оно представлено Центральным союзом. Переход с четырех- на трехуровневую структуру способствует уменьшению количества обществ, их укрупнению. Это, в свою очередь, упрощает управляемость всей системы. Большая часть районных союзов и объединений, присутствующих в них, преобразованы в райпо. Основным преимуществом создания районных обществ считается концентрация капитала. Это способствует упрочению положения объединений. Райпо сегодня выступают как крупные конкурентоспособные структуры, действующие на рынке.

Прежде чем дать согласие на решение о составе Комитета регионов в соответствии со статьей 305, пунктом 2 Договора о функционировании Европейского Союза, федерального правительства, соглашение здесь с Федеральным советом. Ответственность федерального правительства должна быть поддержана.

Федеральное правительство предлагает Совету в качестве членов Комитета регионов и их заместителей представителей, назначаемых землями. Земли создали процедуру участия муниципалитетов и ассоциаций муниципалитетов, которая гарантирует, что они представлены тремя избранными представителями по предложению центральных муниципальных объединений.

Участники обществ

Потребительские объединения и их союзы как юрлица имеют специфические контрольные органы и управленческий аппарат. В зависимости от числа участников и территориального расположения выделяют:

  1. Общества без участков. Такие небольшие объединения формируются тогда, когда количество пайщиков небольшое и их всех можно привлечь для участия в общих собраниях.
  2. Общества с участками. Такие объединения создаются, если участники проживают в нескольких населенных пунктах, а общее число членов достаточно велико.

Следует отметить, что Закон "О потребительской кооперации" не устанавливает пределы по количеству пайщиков. Так, в обществе могут состоять как несколько сотен, так и тысяч участников. На сегодняшний день преобладают крупные объединения. В таких обществах созвать общее собрание невозможно. В этой связи для обеспечения участия всех членов в принятии решений формируются кооперативные участки. Высшим управленческим органом в таких объединениях выступает собрание пайщиков от каждой местности. В качестве кооперативного участка может выступать село, несколько (или один) населенных пункта, городская улица или иная территориальная структура, в которой состоит не более 300 человек.

Правительства федеральных и государственных органов гарантируют, что способность действовать Федеративной Республики Германии и гибкие переговоры в вопросах Европейского Союза обеспечиваются с помощью соответствующих организационных и организационных механизмов. Конфедерация и земли не возражают против согласованных позиций в дискуссиях на уровне Европейского союза. В духе раннего предупреждения федеральное правительство и земли информируют друг друга о событиях в вопросах Европейского Союза, представляющих взаимный интерес.

Информация и участие право стран в отношении проектов Европейского Союза не ограничивается юридически обязательными документами действий Европейского Союза, но также распространяется на зеленые материалы, сборники документов, программы действий, сообщения и рекомендации. Проекты также являются так называемыми Совместными решениями, а также подготовкой и заключением международных соглашений.

Органы контроля и управления

Для потребительского общества без участков характерна следующая административная система:

  1. Высший управляющий орган представлен собранием пайщиков. Оно созывается не реже раза в год.
  2. Представительный орган - совет. Он избирается на общем собрании. Совет выполняет функцию управления в периоды между собраниями.
  3. Исполнительный орган - правление. Оно назначается советом и выступает в качестве структуры профессионального менеджмента. В его задачи входит руководство финансово-экономической деятельностью объединения.
  4. Контролирующий орган - ревизионная комиссия. Она избирается на общем собрании. В ее задачи входит обеспечение контроля над соблюдением уставных положений объединения, осуществлением хозяйственной и финансовой деятельности.

Потребительское общество с участками включает в себя:

Отличие между этими структурами в том, что в административные и надзорные подразделения в первом случае входят непосредственно все пайщики одного общества, а во втором - представители от каждого участка этого объединения. Управление в организациях потребкооперации осуществляется органами самоуправления (советами, собраниями, ревизионными комиссиями) и профессионального управления (правлением). Такая структура обеспечивает качественное администрирование обществами и позволяет реализовывать право каждого пайщика участвовать в принятии решений и контроле над их исполнением.

Комментарий к статье 123.2

  1. Комментируемая статья предлагает общие положения, регламентирующие организацию и деятельность потребительских кооперативов. Особенности отдельных видов потребительских кооперативов, их создание и функционирование, а также права и обязанности их членов определяются законами о потребительских кооперативах.

В настоящее время действуют Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» <1>, Федеральные законы от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» <2>, от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» <3> и разд. V «Жилищные и жилищно-строительные кооперативы» Жилищного кодекса РФ. Полагаем, что в отношении гаражных кооперативов наряду с комментируемой статьей следует руководствоваться отдельными положениями Закона СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI «О кооперации в СССР» <4>.

———————————

<1> Российская газета. 19.06.1992. N 139.

<2> Собрание законодательства РФ. 1998. N 16. Ст. 1801.

<3> Собрание законодательства РФ. 2009. N 29. Ст. 3627.

<4> Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 22. Ст. 355.

Таким образом, мы видим, что по сути в отношении одной организационно-правовой формы некоммерческой организации — потребительских кооперативов — действуют несколько федеральных законов, которые в значительной части дублируют друг друга. Полагаем, что комментируемая статья и ст. 123.3 ГК РФ внесут большую ясность в законодательство, посвященное потребительским кооперативам.

  1. Для удовлетворения материальных и иных потребностей граждане и юридические лица вправе создать некоммерческую организацию в виде потребительского кооператива. Как и другие организации, кооператив приобретает статус юридического лица с момента государственной регистрации, с этого же момента учредители потребительского кооператива становятся его членами.

В уставе потребительского кооператива должны быть обязательно указаны:

— наименование с указанием на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив», например: «Северо-западный жилищно-строительный кооператив» либо «Садовый кооператив «Земляника»;

— место нахождения кооператива, которое определяется местом его государственной регистрации;

— порядок управления деятельностью потребительского кооператива;

— предмет и цели деятельности кооператива;

— порядок вступления в члены кооператива;

— порядок выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат;

— размер вступительных и паевых взносов;

— состав и порядок внесения вступительных и паевых взносов;

— ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов;

— состав и компетенция органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

— порядок покрытия членами кооператива понесенных им убытков;

— порядок реорганизации и ликвидации кооператива.

Кроме того, в устав могут включаться и другие не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями деятельности конкретного кооператива.

Наряду с действующим законодательством устав потребительского кооператива служит юридической основой, обеспечивающей участие кооператива в гражданских, административных, земельных и других правоотношениях. Нормы устава обязательны для регулирования внутрикооперативных отношений. В случае возникновения споров в этих отношениях правоприменительные органы основываются как на положениях законодательных актов, так и на уставе потребительского кооператива.

Потребительские кооперативы приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы.

  1. Комментируемая статья указывает на то, что членами кооперативов могут быть как граждане, так и юридические лица. Важно отметить, что у одного члена кооператива только один голос независимо от размера паевого взноса.

Безусловно, юридические лица выступают в качестве членов потребительских кооперативов скорее как исключение в силу отсутствия потребительских потребностей у юридической личности (они могут быть у акционеров, товарищей, членов и т.д.). Так, ст. 111 ЖК РФ указывает на возможность юридического лица вступить в жилищный или жилищно-строительный кооператив.

Граждане могут быть членами потребительского кооператива по достижении 16-летнего возраста (ст. 26 ГК). Ограничений по гражданству в законодательстве о потребительской кооперации нет.

Лицо (физическое или юридическое) может стать членом действующего потребительского кооператива на основании решения общего собрания членов кооператива или уполномоченного им органа при условии внесения вступительного и паевого взносов (в некоторых случаях допускается внесение части пая).

В отличие от законодательства, действовавшего до введения в действие части первой ГК РФ, современное законодательство допускает для лица возможность быть членом нескольких кооперативов, включая однородные (например, трех садоводческих и (или) двух жилищных кооперативов).

  1. Паевой взнос членов кооператива является имущественным (как правило, денежным); сумма таких взносов образует паевой фонд кооператива, который определяется общим собранием.
  2. Управление потребительским кооперативом осуществляется общим собранием кооператива (в случае большого количества членов созывается конференция), правлением, председателем кооператива (председателем правления). В потребительском обществе избирается также совет общества.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью потребительского кооператива общим собранием избирается ревизионная комиссия (ревизор).

Уставом конкретного потребительского кооператива могут предусматриваться наряду с перечисленными и другие органы.

  1. Созыв общего собрания (конференции) производится членами потребительского кооператива или его органами. Очередные собрания созываются в периодичности, указанной в уставе (не реже одного раза в два года или одного раза в год).

При необходимости решения безотлагательных проблем созывается внеочередное общее собрание (конференция). Такой созыв вправе потребовать в зависимости от содержания устава правление, ревизионная комиссия, определенное количество членов кооператива (как правило, 1/3 членов).

Общее собрание (конференция) правомочно принимать решение, если на нем присутствуют более 50% членов кооператива. Решение принимается большинством от числа присутствующих и оформляется протоколом.

  1. Для обеспечения выполнения уставных задач и в целях проведения текущей работы, а также для организации выполнения принятых решений общее собрание (конференция) избирает из числа членов кооператива исполнительно-распорядительный орган — правление. Уставом кооператива определяется срок деятельности правления, который, как представляется, не должен быть менее двух и более пяти лет. Согласно п. 4 ст. 14 Закона о кооперации в СССР правление кооператива осуществляет руководство текущей деятельностью кооператива и принимает решения по вопросам, которые не относятся к исключительной компетенции общего собрания (собрания уполномоченных). Если кооператив объединяет небольшое количество членов, то функции правления может выполнять председатель кооператива.

Формулируя обязанности правления, уставы большинства кооперативов указывают следующие: получение установленных общим собранием вступительных и паевых взносов от членов кооператива; составление планов, смет и отчетов; управление кооперативом; наем рабочих и увольнение их; заключение договоров; выдачу банковским организациям обязательств по погашению кредита и совершение иных сделок от имени кооператива, а также целый ряд других обязанностей. Следует отметить, что указанные в уставе обязанности не должны противоречить действующему законодательству.

Правление созывается председателем не реже определенного в уставе количества раз в конкретный период, обычно не реже одного раза в месяц.

Правление в пределах своей компетенции принимает решения, обязательные к исполнению всеми членами кооператива, а также лицами, работающими в кооперативе по трудовым договорам. Решения правления могут быть отменены только общим собранием (конференцией) кооператива. Правление не реже одного раза в год отчитывается перед высшим органом управления кооператива. Надо полагать, что общее собрание (конференция) вправе потребовать отчета у отдельного члена правления.

  1. Руководит деятельностью членов правления кооператива председатель, который избирается на заседании высшего органа управления или исполнительно-распорядительного органа.

Председатель правления (председатель) кооператива обеспечивает выполнение решений общего собрания (конференции) и правления, представляет кооператив в отношениях с государственными органами, организациями, заключает договоры, совершает иные действия.

  1. Ревизионная комиссия (ревизор) кооператива является контрольным органом кооператива. Ревизионная комиссия избирается на общем собрании (конференции), как правило, на тот же срок, что и правление. В обязанность ревизионной комиссии входит проверка хозяйственной и финансовой деятельности правления кооператива.

Члены ревизионной комиссии одновременно не могут являться членами правления кооператива — это означает, что ревизионная комиссия (ревизор) не зависит от правления и его председателя. Комиссия отчитывается только перед общим собранием (конференцией) после проведения плановых и внеплановых ревизий, представляет заключение о бюджете кооператива и годовом отчете, отчитывается о своей деятельности.

  1. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает ограничения на возможности преобразования потребительского кооператива.

Жилищные и жилищно-строительные кооперативы, где члены выплачивают паевые взносы, становятся собственниками жилых и нежилых помещений, а также придомовой территории, соответственно, они утрачивают паевые отношения. Такой кооператив может преобразоваться в товарищество собственников жилья.

В п. 4 ст. 218 ГК РФ указывается на возникновение права собственности наряду с членами жилищных и жилищно-строительных кооперативов, полностью выплатившими паевой взнос, как минимум членов дачного и гаражного кооперативов (перечень неисчерпывающий). Полагаем, что такие кооперативы также могут преобразовываться в товарищества собственников недвижимости.

Что касается других потребительских кооперативов, то они могут преобразовываться в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.